Кнопка1 Кнопка2 Кнопка3 Кнопка4 Кнопка5 Кнопка6 Кнопка7


"ЕСЛИ ХОТИТЕ ЖИТЬ - УХОДИТЕ"

Считанные месяцы отделяют нас от славной даты в истории нашего Отечества - 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. Наш нештатный корреспондент встретился с человеком, который сражался на заполярном фланге советско-германского фронта, принимал непосредственное участие в Петсамо-Киркенесской наступательной операции, закончившейся освобождением Заполярья, - моряком из знаменитого подразделения катерников дважды Героя Советского Союза А. Шабалина, осуществившего десант в Линахамари, МИХАИЛОМ ПАВЛОВИЧЕМ РЫБНОВЫМ.

НО ОНИ НЕ УШЛИ - ОНИ СРАЖАЛИСЬ И УМИРАЛИ ЗА СВОЮ ЗЕМЛЮ

Михаил Павлович, война для каждого человека в нашей стране началась по-своему. Как она началась для Вас?
- Войну я встретил уже краснофлотцем. В 18 лет был призван в Красноярске по комсомольскому набору в военно-морской флот.
Направили меня в электромеханическую школу Тихоокеанского флота на острове Русский. Война застала меня во Владивостоке. В первые же месяцы меня и многих других моряков направили на Северный флот. Попал служить в Полярный - в бригаду торпедных катеров. Наши корабли впоследствии называли морскими охотниками. Вооружение у нас было не очень мощное: торпеды, глубинные бомбы и крупнокалиберный пулемет. На морском охотнике я и провел с 1941 по 1945 год.
- Как вас встретила в 1941 году корабельная флотская семья?
- О флотском братстве у нас в стране не зря написаны книги. Наш маленький экипаж, не более 12 человек, был одной дружной семьей, делившей все радости и тяготы войны. Друг за друга стояли горой. Помогали во всем.
- Михаил Павлович, я знаю, что вы принимали участие в знаменитой Петсамо-Киркенесской наступательной операции. Сегодняшнее поколение мало знает о тех событиях. Расскажите, пожалуйста, о них как рядовой моряк.
- К тому времени я уже был старшиной 1 статьи, командиром ГОуппы мотористов на своем катере. К сожалению, в подробностях 0 тои операции я рассказать не могу. По боевому расписанию мое место было в машинном отделении, у дизелей. Мы обеспечивали Ход к?рабля. Расскажу о том, что знаю.
Нашими торпедными катерами командовал тогда еще капитан-лейтенант Шабалин, ставший впоследствии дважды Героем Советского Союза за высадку десанта в Линахамари. В высадке первого десанта принимал участие и наш катер. Задача эта была очень сложной. Чтобы овладеть Петсамо, требовалось захватить порт Линахамари, который немцы очень хорошо укрепили. По обеим сторонам залива на сопках стояли артиллерийские батареи. Для прорыва в глубь фьорда необходимо было пройти своеобразным коридором, который простреливался перекрестньш орудийным огнем. Этот проход прозвали коридором смерти. Без захвата артиллерийских батарей на обеих сторонах залива нечего было и думать о его прохождении. Поэтому накануне высадки десанта две группы бойцов через сопки подобрались к батареям и овладели ими. Как только это случилось, в залив на полном ходу ринулись мы с десантом на борту. Каждый катер брал около 50 человек. Во время прорыва я находился в машинном отделении и не мог наблюдать картину боя. Но потому, как сильно нас швыряло ударными волнами от взрывов, могу сказать, что встречный огонь был сильным, ведь оставались еще вражеские доты и дзоты в самом Линахамари. Высаживали десант прямо на пирсы. Большинство из них немцами были заминированы или взорваны. Поэтому швартовались кто как мог - кто в берег ткнулся, кто к остаткам пирсов.
Нашему катеру повезло в том бою. Потерь в экипаже совсем не было. Когда после высадки мы отошли обратно в море, я вышел на палубу. Она была в осколках и вся покрыта донным фунтом от взрывов снарядов.
Тяжелее всего, конечно, было бойцам десанта. Это были очень отважные люди. Они буквально шли на смерть, но все-таки победили. Десант овладел Линахамари. Был взят и Петсамо.
- У каждого фронтовика в памяти остался наиболее запоминающийся эпизод войны. Какой он у Вас?
- В Карском море мы сопровождали караван судов. Поднялся шторм, и конвой был вынужден укрыться в губе Медвежьей. Когда шторм утих, наш катер, а он числился как охотник, выслали в охранение. Было часа четыре утра. Я был освобожден от вахты и вышел на палубу. Шли в небольшом тумане, вблизи кромки льдов.
Вдруг выходим из тумана, а у льда прямо по борту рубка немецкой подводной лодки. Она находилась в позиционном положении, и из воды торчала лишь одна рубка. Естественно, такого мы не ожидали.
И вдруг слышим: командир лодки в мегафон нам кричит на русском языке: " Капитан, если хотите жить - уходите. " Наш командир Борис Логинов был не из трусливых. Мы сразу сыграли боевую тревогу, нырнули в туман, развернулись и пошли в атаку. Она была б зуспешной. Пока мы разворачивались, лодка быстро погрузилась ушла под кромку льда. Мы сбросили серию глубинных бомб, но противника не потопили. Этот эпизод мне наиболее запомнился.
- Михаил Павлович, какой был боевой счет у вашего корабля?
На боевом счету у нас была одна потопленная немецкая подводная лодка. Обнаружили мы ее во время проводки конвоя союзников в Баренцевом море. Лодка выстрелила торпедой по транспорту, но промахнулась. Наш сигнальщик заметил след от торпеды, и мы забросали глубинными бомбами этот квадрат. Лодка не успела уйти, и бомбы ее накрыли. Всплыло огромное масляное пятно, разный мусор. За эту победу меня и моих товарищей наградили тогда орденом Отечественной войны.
- Где Вы встретили Победу?
- Окончание войны мы встретили по сути в море. В Линахамари наш корабль взял под конвой транспорт, следующий в Мурманск. Вошли в Кольский залив. Как положено, идем и бомбим по пути следования транспорта. А недалеко от Полярного находился пост наблюдения и связи. Вышли на траверз его и запрашиваем, что мол, делать дальше - идти в Мурманск или возвращаться в Полярный. А они отвечают: " Что вы бомбите? Идите в базу! " Мы приходим в Полярный, а там на всех кораблях подняты флаги расцвечивания. Победа! А мы не знали и добросовестно бомбили залив. Так для нашего экипажа закончилась война.
- Как же Вы стали северодвинцем?
- После 1945 года меня перевели служить в Северодвинск, тогда Молотовск, на большой охотник. В 1948 году я демобилизовался. Женился на северодвинке и остался на Севере. Сразу пошел работать на Севмашпредприятие. Строил корабли. Был в сдаточной команде. Проработал на заводе 30 лет.
- Михаил Павлович, что бы Вы хотели пожелать в преддверии празднования 50-летия Победы всем солдатам той войны?
- Всем фронтовикам мне хотелось бы пожелать здоровья и, если возможно, спокойной старости. А тем, кто служит или идет служить, хочу пожелать быть дисциплинированньши людьми, знающими воинскую специальность так, как ее знали фронтовики.
Большое Вам спасибо за беседу и низкий поклон всем Фронтовикам.

С.ХРИПУНОВ