Кнопка1 Кнопка2 Кнопка3 Кнопка4 Кнопка5 Кнопка6 Кнопка7


КОМАНДИР "ОГНЕННОГО".

Офицерская биография Евгения Ивановича началась еще д0 Великой Отечественной войны - в 1935-м он окончил Ленинградское военно-морское училище связи имени Орджоникидзе и получил первое назначение - во флотскую разведку. Последовал еще год учебы и направление в части Черноморского флота. С лета 1940 года он служил на кораблях, выполнявших специальные задания по высадке и эвакуации разведывательных групп.
Великую Отечественную войну Евгений Иванович встретил в неспокойном Черном море. Там же ее и закончил. В августе 1941 года был ранен, с 1943-го командовал "морским охотником"...
Уже после войны в его послужном списке появились минные тральщики "Гарпун", "Трал", посыльное судно "Орион", на которых Евгений Иванович ходил в должности помощника командира. К слову, общий "стаж пребывания" его на послевоенных минных полях составил 8 месяцев.
В 1952 году Евгений Иванович получил назначение на новый сторожевой корабль "Пантера", а еще два года спустя отправился на курсы повышения квалификации - в будущем предстояло командовать эсминцем. И вот этим-то эсминцем оказался "Огненный" - первый из тех, что строились в Молотовске в рамках программы проекта 30-бис. Он принял корабль осенью 1955 года и оказался четвертым по счету командиром, возглавляющим его экипаж. К этому моменту эсминец уже отходил тысячи миль здесь, на Северном флоте. Корабль базировался в Североморске - входил в одну из бригад эсминцев дивизии надводных кораблей: В ноябре 1957 года "Огненный" вернулся в Молотовск на модернизацию. По словам Евгения Ивановича, вероятнее всего на этом настоял директор Севмаша Евгений Павлович Егоров, поскольку в этот период завод простаивал без работы. Модернизация корабля по сути превратилась в его капитальный ремонт: пришлось заменить практически всю его обшивку из тонкой (всего 6мм) стали -настолько она проржавела. Работы велись также по установке новой гидроакустической аппаратуры и радиолокационных систем. Сразу же после постановки эсминца в док было "оформлено" взаимное шефство заводчан (цехи 5 и 11) и экипажа корабля.
Об этом времени Евгений Иванович вспоминает с особой теплотой. Экипаж "Огненного", сойдя на берег, что называется, быстро освоился и в "сухопутной" жизни завода и Молотовска - Моряки строили жилой деревянный дом в районе нынешней улицы Портовой. Обустраивали стадион ДОФа - зеленый покров газона выкладывался дерном в ручную, а футбольная команда корабля тот год выиграла первенство города...
В 1958 году Евгений Иванович принял под свое начало яявизион строящихся и ремонтирующихся надводных кораблей (тогда он базировался в Молотовске). Командование "Огненным" привял его бывший старпом Виталий Иванович Лазарев, а новым старпомом назначили Геральда Александровича Баско. Впоследствии оба этих офицера "росли" по службе. Например, Баско позднее преподавал в Военно-морской академии в Ленинграде. Но и будучи уже командиром дивизиона, Е.И.Шахов не прорывал связи с "Огненным?. В новую эксплуатацию, то есть после модернизации на Севмашпредприятии, "Огненный" был передан Северному флоту. Евгений Иванович сам отвел его в базу. Затем, после нескольких лет службы на Севере, эсминец перевели на Балтику, а вот там его следы уже затерялись...
Капитан Второго ранга Е.И.Шахов продолжал служить в Молотовске (Северодвинске) до осени 1961 года. Дважды руководил перегоном транспортов с Черного моря на Северный флот без захода в иностранные порты, за что был отмечен руководством ВМФ. В 1960 году "держал свой вымпел" на флагмане, когда командовал парадом кораблей в Архангельске на день Военно-Морского Флота.
У Евгения Ивановича собран добротный архив - основа его большой историко-исследовательской работы. К слову, благодаря именно его фондам, редакции "Корабела" стали известны имена еще нескольких северодвинцев - бывших моряков эсминца "Огненный". Среди них - достаточно известные в городе люди, а это позволяет надеяться, что и наш разговор о кораблях построенных на Севмашпредприятии еще продолжается.

О.АНДРЕЕВ.