Областной детско-юношеский конкурс "Моя малая Родина" по теме "Живая Арктика"

 

Ительмены

 

Численность – 2481 человек.

Язык – чукотско-камчатская семья языков.

Расселение – Камчатская и Магаданская области, Корякский и чукотский автономные округа.

Ительмены – древнейшее население Камчатки.  С конца 17 века известные как камчадалы. Самоназвание ительмен означает «житель», «живущий человек». В трудах путешественника С. П. Крашенникова упоминаются названия локальных и диалектных групп: кшаагжи, кыхчерен, живущих между рр. Немтик; чупагжу или бурин – между верхним Камчатским о-вом (современыым Верхне-Камчатском) и р. Жупанова; лингурин – между рр. Немтик и Белоголовой и кулес – к северу от р. Белоголовой. Самоназвание итэнтэн – «тот кто существует» - зафиксировано в конце 19 века только у северо-западных ительменов. Это название а материалах Приполярной преписи 1926 – 1927гг. применено к жителям одиннадцати селений северо-западного побережья, сохранивших родной язык. Причем в восьми из них – Сопочное, Морошечное, Белоголовое, Хайрюзово, Кавран, Утхолох, Напана, Седанка – они состовляли большинство населения и только в трех – Тигиль, воямполка, Палана – были в меньшинстве.

В ительменском языке выделяется от двух (седанкинских, хайрюзовский) до четырех (седанский, напанский, хайрюзовский, сопочковский) диалектов. На его современную лексику оказали влияние корякский и русский языки. Сейчас народ двуязычен. Русский является языком внутри – и межэтнического общения и  обучения. Лишь19,6% населения , преимущественно представители старшего поколения ,родным считают ительменский язык.

Попытка создания ительменской письменности (на основе латинской графики) была предпринята в 1932 г. , но уже в 1935г. От нее отказались, посчитав ительменов крайне малочисленными, поголовно владеющими русским языком. Сейчас работа по развитию письменности и методики преподавания в школах ительменского языка возобновлена.

К 18 веку часть ительменов была ассимилирована оседлыми коряками, на юге _ айнами. Первые контакты с русскими относятся к 1697 г., когда казаки основали Верхнекамчатский, Большерецкий  и Нижнекамчатский остроги. В 1740-е гг. проходила христианианизация народа одновременно с устройством русскоязычных школ. В 30-40-е гг. 18 в. На Камчатке было 73 камчатских поселения. Ясачных камчадалов – мужчин в возрасте от 15 до 50 лет(платящих ясак - подать) – насчитывалось около двух тысяч человек; русских служивого сословия  -  около 500. В значительной степени они заимствовали у аборигенов ( коренных жителей) их традиционный образ жизни и культуру. По переписи 1926 – 1927 гг, насчитывалось 868 ительменов, 3704 записавшихся камчадалами и около 3500 русских.

Основу их жизнеобеспечения составлял речной лов. Промысловой территорией владела родовая община, а позднее(в клнце19 – начале 20 в.) – территориально-соседская. Рыбу в основном лососевых, ловили с апреля по ноябрь. Способы и орудия лова были традиционны – сети, невода, запоры, сооружения в виде изгороди или плетня из тальника, перегораживавшие речку или часть ее, с «воротами», в которые ставили плетеные ловушки в виде воронки (верши, морды) или мешкообразные сети.

Женщины занимались собирательством. Жители морского побережья промышляли ластоногих, шкуры и жир которых служили предметами товарообмена как среди местного населения как среди местного населения, так и с оленными  коряками. У них выменивали оленьи шкуры,  мясо, сухожилия, охота носила подсобный характер. Добывали в основном медведя, снежных баранов, диких северных оленей, водоплавающих – в период их линьки. Пушнина служила предметом обмена. На соболя и лисицу ставили капканы и ловушки, а также гнали собаками. Летом передвигались на лодках-батах, выдолбленных из тополя, зимой – на собачьих упряжках со своеобразным нартами, имеющими две пары дугообразных копыльев и седлообразное сиденье. Ходили на лыжах – длинных, скользящих и «лапках - коротких ступательных». Утварь изготовляли из бересты (верхнего слоя коры березы), топоры делали из оленьей и китовой кости или яшмы, ножи, стрелы, наконечники копий – из горного хрусталя, а иглы – из кости. Огнестрельное оружие и металлические изделия заимствовали у русских. Холодной ковкой из метала изготавливали ножи, наконечники стрел и копий. Огонь добывали трением. Разведение крупного рогатого скота ,огородничество, в особенности картофелеводство, переняли у русских. Зимним жилищем служили прямоугольные землянки(юрты) с деревянным настилом, поддерживаемым столбами. Дым очага выходил через боковое отверстие. В такую юрту спускались  через отверстие в потолке по бревну с перекладинами. Обычно в землянке зимовало от 5 до 12 семей. Летом каждая семья переселялась в свайную постройку из жердей и травы, в которых чистили и варили рыбу. К концу 18 века появились русские избы, из хозяйственных построек – срубные амбары и помещения для скота.

Зимней одеждой как мужской, так и женской, были глуше шубы с капюшоном - кухлянки  (ниже колен) и камлеи (до пят), которые шили из оленьего меха двойными – мехом внутрь и наружу. Зимой мужчины и женщины носили штаны мехом внутрь, летом замшевые. Летней одеждой часто служила выношенная зимняя, которую на промыслах дополняли плащами и обувью из выделанных рыбьих кож. Женской домашней одеждой был комбинезон , мужской – набедренная кожаная повязка.  Зимнюю обувь шили из оленьих и медвежьих камусов, дополняя меховыми чулками , летнюю – из шкур ластоногих. Зимние меховые шапки имели вид капора , а летние, похожие на алеутские, делали из бересты или перьев и палочек. Белье украшения, летнюю одежду заимствовали у русских.

Рыба служила основной пищей и кормом для собак. Ее заготавливали впрок: валяли и квасили в ямах, реже запекали и коптили, зимой замораживали. Лососевую икру сушили и квасили. Реже употребляли в пищу мясо зверей и птиц. Мясо и жир морских животных парили в ямах, кишки и желудки использовались как емкости для хранения продуктов. С рыбой и мясом ели много различных трав, кореньев, клубней сараны, ягод. Собирали кедровые орехи, яйца чаек. Пищу готовили и подавали в деревянной и берестяной посуде, запивали водой. У русских заимствовали различные способы копчения и соления рыбы, приготовление картофеля, мучных изделий, супов с молоком. Из-за трудностей доставки на Камчатку соли и муки соление рыбы и употребление хлеба было ограниченным. Религиозные представления и обряды основаны на анимизме - вере в добрых и злых духов, подземный загробный мир; тотемизме (от индейск. тотем – «его род»)  - вере в родство с животными и промысловом культе – почитания хозяев моря и животных. После обращения  ительменов в 1740 – 1747 гг. в христианство стали распространятся православные обряды – крещение, венчание, отпевание. Уже в первой четверти 19 века путешественники отметили в камчатских селениях православные кладбища, установилась традиция при крещении давать детям русские имена. Ительмены числились прихожанам камчатских церквей и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.

Фольклор представлен мифами в русском пересказе 18 века, а так же сказками, записанными в 20 веке на языке первоисточника. Под влиянием христианизации мифология почти утрачена. Текстов легендарного характера не сохранилось, возможно, вследствие резкого и быстрого падения численности населения  в результате эпидемий в конце 18 – начале 19 века и последующей ассимиляции населения.

В мифологии основным персонажем выступает Кутх, или Ворон. Он предстает как демиург (творец), создатель Камчатки и в то же время как трикстер – плут, обманщик, шутник, перевертыш, несущий в себе добро и зло, мудрость и глупость. В сказках он постоянно попадает в неблаговидные ситуации, которые иногда приводят его к гибели. Раздвоение образа Куха (демиург - трикстер) произошло достаточно давно, в мифологическом сознании оба образа существовали параллельно.  Как и у соседей – коряков и чукчей, в фольклоре  ительменов присутствуют животные. Прежде всего это семья (род) мышей, с которыми Кутх вступает в конфликты или разнообразного рода сделки.

Музыка характеризуется несколькими «диалектами», изученными неодинаково. К началу 1990-х годов были известны три из них: два западных – ковранский( в 17веке предположительно племя лигурин), тигильских( в 17 веке- племя кулес) и один восточный- камчадальский – племя бурин ). Музыка инструменты и жанры , взаимосвязаны с фольклорным традициями русских старожилов, коряков, курильских айнов и эвенов.

Музыку делят на песенную, танцевальную, инстрементальную и повествовательную. Песенная мелодия сопровождает импровизированный текст. Песни с лирическимтекстом у ковранцев называются чака лэс (от чак ал –«горло», «рот») у тигильцев – рептун (от репкуё – «напевать», «» голосить). Колыбельные песни, хотя и выделяются теминологически ( у ковранцев - корвэльу) собственных мелодий не имеют, а поются на различные типовые мелодии. У ительменцев известно 16 музыкальных и звукопроизводящих инструментов под общим названием мА лйанон – «играющий предмет». Существовал и деревянный пластичатый варган (варыга). Ительменский бубен (яяр) родствен корякскому. Флейта из дудника с наружной свистковой щелью без отверстий для пальцев у ковранцев называется ковом, у тигильцев – коун. Тексты заговоров, которые обнаружены только у ковранцев, пели на ритуальные мелодии ( камали чинэх).

В Тигильском районе, где сейчас компактно проживают итнльменцы, - 22 родовые общины, которые занимаются оленеводством, добычей морского зверя и рыбы, охотой, сбором дикоросов. В 32 школах Корякского автономного округа предодают родной язык. В пос. Ковран и Хайрузово имеются восмилетние школы, работают клубы, постоянно выступает «Сузваль», а национальный ансамбль «Эльвель» известен не только в России, но и за рубежом В 1988 г. Выпущен букварь на ительменскои языке , а в 1989 г. – ительмено-русский и русско-ительменский словарь. Изданы сборники ительменских загадок и стихотворений и другие произведения национальной литературы. В пос. Палана ведется теле- и радиовещание на ительменском языке. Выходят газеты на русском и родных языках населения округа.

С 1991 г. В Петропаловске-Камчатском работает Ассоциация народов севера Камчатки, в 1994 г. Создан Центр традиционной культуры и среды обитания(«Камчатка- Этнос»); Совет возраждения ительменов Камчатки «Тхсаном представляет округ а россии ассоциации народов Севера.»         

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»