Областной детско-юношеский конкурс "Моя малая Родина" по теме "Живая Арктика"

 

Долганы

 

Долганы различаются по говорам: западные, восточные и попигайско-анабарские; в 1989 году родным языком владели свыше 83% долган.

Долганская письменность на основе русского алфавита была официально принята в конце 1979-х годов, первая книга вышла в свет в 1973 году, первый букварь – в 1981 году.

Долганы сформировались как этнос в 17 – 19 веках путем смещения и слияния групп других народов – эвенков (тургусов), якутов, энцев (самодийцев) и русских (так называемых затундренных крестьян), а также усвоения отдельных элементов культуры соседей – эвенов, нганасан.

В 19 веке на Таймыре активно протекал процесс взаимного сближения различных групп населения. Якутский язык становиться господствующим для тунгусских родов и большей части затундренных крестьян.

Хозяйство и культура отражают сложное происхождение народа. Его традиционные занятия – оленеводство и охота, а в отдельных районах – рыболовство. Долганы вели кочевой образ жизни, не выходя за пределы лесотундры.

Оленеводство сочетало в себе традиции тунгусского верхового и приемы санного оленеводства, заимствованные у самодийцев (ненцев). Летом оленей использовали под село и вьюк, а зимой в упряжке. Седла и способ езды верхом были тунгусского типа. Охотились на песцов, гусей, уток, куропаток. С конца 19 века начали пользоваться огнестрельным оружием, часто с отравленными пулями. Яд извлекали из прогорклого жира дикого оленя.

Традиционное кочевое жилище – конический чум тунгусского типа, летом – укрытый покрышками из ровдуги, а зимой – оленьими шкурами. В старину устанавливали голомо и балаганы якутского типа (каркасные жилища из наклонных столбов, плах, досок, обложенные дерном), без окон и нар. С приходом русских начали жить в балках, домиках на полозьях. Балок – прямоугольный каркас, снаружи обтянутый оленьими шкурами, а изнутри – ситцем. Его устанавливают на больших санях, перевозят упряжкой из пяти – семи оленей. Окна в нем застеклены, есть железная печь, нары, стол, иногда стулья. Балком пользуются до сих пор, он удобен при перекачевках.

Мужская и женская одежда различались. Верхнюю одежду шили из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны, женщины – платья, поверх которых надевали закрытые фартуки и пояса, расшитые бисером. Нижнего белья не было. Мужчины и женщины летом и зимой носили суконные кафтаны (сонтап), зимой – песцовые и заячьи шубы. Шапки имели форму капора с верхом из сукна или лисьих камусов (шкура с ноги), расшитых бисером и цветными полосками ткани. Зимнюю обувь длинноу до колен и выше изготавливали из оленьих камусов, расшивали бисером, летнюю шили из ровдуги. Праздничную одежду богато украшали бисером, аппликациями из цветных полосок ткани, вышивали подшейным волосом оленя. В прошлом на лямках и поясах оленьей упряжки встречались вышивки нитками из сухожилий. Мужским ремеслом была резьба по мамонтовской кости, для нее характерны резные нащечные  пластины оленьего недоуздка, инкрустация черенков ножей оловом с оригинальным геометрическим орнаментом.

Ели в основном вареные и вяленые мясо и рыбу. Из мороженой рыбы делали строганину. Использовали в пищу коренья, ягоды, пекли лепешки, оладьи.

Счет родства у долган велся по мужской линии. Терминология была якутской. Родовая организация распалась к 19 веку, но сохранились коллективные формы охоты на диких оленей и птиц, рыбной ловли и т.д. Добытых оленей и выловленную рыбу делили между родственниками и соседями, товарная пушнина оставалась собственностью охотника. Богатые хозяева – владельцы больших стад оленей, в работниках использовали своих бедных родственников. Во второй половине 19 века в среде долган появились посредники для взаимодействия с русским и якутским купечеством, эксплуатировавшие своих сородичей.

Покойников хоронили в земле. Восточные долганы делали над могилой сруб, украшали его затейливыми узорами, у могилы убивали оленя, а одежду и личные вещи покойника оставляли тут же, на земле или вешали на дерево.

В долганском фольклоре самобытные черты соединены с элементами якутского фольклора олонхо (по характеру исполнения он – зародыш народной оперы), эвенкийских сказаний, русских сказок и т.д. В самобытных жанрах отражены реальная природа Севера, кочевой быт. В заимствованных сюжетах описаны оседлая жизнь, иная природа, социальные отношения, не свойственные Северу. Выделяют следующие жанры фольклора: загадки, песни, сказки, предания, рассказы-были.

Обрядовые жанры можно разделить на общеплеменные и шаманские. К первым относятся песни-пляски, ко вторым – ритуалы шамана с песнопением, звукоподражанием, речитативом, возгласами, игрой на  бубне, звуками подвесок-погремушек.

С начала 20 в. играют на якутском инструменте самозвучащем щипковом варгане – металлической пластине с вырезанным в ней язычком, к которому крепят веревочку.

Музыкальные инструменты отражают особенности хозяйственного уклада, обрядовые традиции и специфику художественного мышления: подвеска-ботало на рогах оленя (каангалда); ботало (колокол) на шее улряжного  оленя для отпугивания волков (кутулээн); погремушки-бубенчики на праздничной одежде детей (кобо), у женщин и в шаманском одеянии подвеска (уостаак кобо), в оленеводстве металлические шары на оленях (каагыр кобо); колокольчики на детской колыбели и одежде (чуороан); звякающие украшения-подвески на одежде (тингкинэс). Особое место занимают шаманские атрибуты: бубен (дингур); подвески-погремушки, символизирующие кости и перья (кыыроан); ремень с тремя колокольчиками, за которой шаман держится во время камлания (сатим) – ритуал общения с духами.

Долганы компактно проживают в поселке Хатангского и Дудинского районов Таймырского автономного округа и в г. Дудинке. Занимаются оленеводством.

Преподавателей долганского языка готовит педагогическое училище  в г. Дудинке. Для начальной школя изданы учебники родного языка. Среди долган Таймырского автономного округа и Республики Саха есть известные писатели, поэты, журналисты, профессиональные художники, ученые и специалисты в области языкознания, географии, педагогических наук.

В Республике Саха (Якутия) популярен национальный детский ансамбль  «Хейро». Гостелерадиокомпания «Таймыр» готовит пеоедачи  на долганском языке, а газета «Таймыр» публикует материалы, посвященные возрождению традиционного уклада жизни, развитию языка и культуры долган. 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»