Областной детско-юношеский конкурс "Моя малая Родина" по теме "Живая Арктика"

 

Карелы

 

Численность – 130 929 человек, из них в России – 124 900, в том числе в Карелии 78 928 человек.

Язык – финно-угорская группа уральско-юкагирской семьи языков.

Расселение – Республика Карелия.

Общее самоназваниекарьялане, группы Средней и Северной Карелии и Тверской области сохраняют его, приладожские и олонецкие называют себя ливвикёй, ливгиляйне, а прионежские – лююдиляйне.

Различают три диалекта карельского языка: ливвиковский (восточное побережье Ладожского озера), людиковский ( западное побережье Онежского озера), и собственно карельский (Средняя и Северная Карелия).

Предки карелов – племена, объединённые этнонимом (самоназванием) корела, - жили на северном и северо-западном побережье Ладожского озера. Известно, что древняя  корела сложилась в XIXII вв. на базе местного, западно-финского населения и пришло из Юго-Восточного Приладожья. В новейшее время выдвинута гипотеза о более раннем формировании карелов, в первой половине первого тысячелетия н.э. Исследователи утверждают, что современные карелы сформировались при взаимодействии корелов и весей (предков современных вепсов) с участием саамов (лопи).

С эпохи раннего средневековья политическая, социально-экономическая и культурная история карелов связана с историей русского народа.

В православие карелы обращены в 1227 г. После раскола русской церкви в 1666 г. большинство карелов придерживалось различных старообрядческих течений. С XII в. Территория карелов была предметом споров и войн со Швецией. По условиям договора 1323г. к Швеции отошла часть селений – погостов Северо-Западного Приладожья с преимущественно карельским населением. По Столбовскому договору 1617 г. Швеция получила Ижорскую землю и Корельский уезд с г. Корелой. Из захваченных Швецией земель в Россию переселилось около 50 тыс. карелов, образовавших тверские, валдайские, тихвинские и другие группы.

До начала XX в. вели натуральное хозяйство. Основные орудия: соха, мотыга, косы (горбуша и литовка), серп, борона-суковатка, цеп для молотьбы. Железные плуги и бороны заводского и кустарного производства появились в начале XX в. Сеяли ячмень, рожь, овёс, пшеницу, выращивали репу, редьку, горох; из технических культур – лён-долгунец и коноплю. Картофель стали культивировать в основном с 40-х гг. XIX в. Огородничество было развито слабо. Крестьянин обеспечивал семью хлебом на 3 – 5 месяцев. В голодное время в хлеб добавляли сосновую кору (заболоть) и мох.

Издревле держали коров, низкорослых лошадей, грубошёрстных овец, а южные группы – свиней и кур. Жители северных районов занимались оленеводством.

Существенную роль играло рыболовство. Традиционные рыболовные снасти –  удочки, переметы, остроги, сети, бредни, невода, дорожки, мережи, сачки. В древности на реках устраивали запоры (пато).

Охотились на медведя, лисицу, куницу, горностая, белку, дикого оленя, лося с луком и стрелами с костяными наконечниками, позднее – самодельными ружьями - малопульками, пользовались различными приспособлениями и ловушками.

К традиционным занятиям карелов относятся бортничество (сбор меди диких пчёл), курение смолы и дёгтя; изготовление бочек, всевозможных изделий из дерева и бересты, а у южных групп – плетение из соломы, обработка камня. Железо из болотных руд плавили в горнах и домашних печах-дымницах. Была известна сварная технология , в том числе художественная, горновая пайка, обмеднение, инкрустация. В начале XVIII в.  Карелии возникли первые крупные металлургические, позднее – чугуноплавильные заводы.

С XVIII в. занимались отходничеством (отхожий промысел – лесосплав, перевозка грузов и др.), заготавливали лес, работали на лесопильных заводах. Северные карелы торговали вразнос (коробейничество – от «короб», «коробейник» ), главным образом с финнами.

Традиционная культура карелов сходна с культурой вепсов, финнов, саамов, коми-зырян и северных групп русских.

Основные средства передвижения: лодки, сани, скользящие узкие дорожные и широкие лесные лыжи, подволоки. По болотам ходили на ступательных  лыжах-«ракетках». До появления упряжного транспорта пользовались ручными санями-волокушами. Специфический вид транспорта – олонецкая люлька. Это – конные носилки, которые крепили к хомутам и седелкам двух лошадей, шедших в упряжке одна за другой на расстоянии двух метров. У саамов карелы заимствовали олений транспорт. Во второй половине XIX в. появились телеги-двуколки, с XX в. – четырёхколёсные тарантасы.

Карельские деревни группировались вокруг более крупного поселения, погоста, выполнявшего роль административного, торгового и религиозного центра.

Старинные типы жилищ – каркасное укрытие из жердей (коду) и землянка, позднее – срубная изба, которую обычно ставили без фундамента, иногда под углы укладывали валуны. Преобладал тип дома-двора. С XIX в. начали строить пятистенки. Русская печь в избе – сравнительно позднее явление. В Северо-Западной Карелии в неё встраивали сбоку открытый очаг. К печи примыкал вход в подполье (голбец). Устье печи было направлено вбок от входа. Угол перед устьем печи назывался «дверным углом», по диагонали от него размещался «большой», или «Божий угол». Стол ставили торцом к среднему окну фасадной стены. Вдоль боковой стены под потолком укрепляли балку для сушки белья, сетей и утвари, на ней гнули санные полозья. Рядом с домом строили узкую горницу с низким потолком. Хлев, сенник в Южной Карелии находились под одной крышей с жильём. Амбары на которых брёвнах-сваях, однокамерные и двухкамерные риги и бани располагали отдельно. Сооружали двухэтажные водяные мельницы, у южных групп – ветряные.

Древнекарельский  женский костюм состоял из длинной туникообразной льняной рубахи и несшитой юбки из трёх полотниц. Позже носили рубаху, нижняя часть которой (станушка) по подолу украшена красным тканым узором, а верхняя – лиф с короткими пышными рукавами. С XVI в. шили косоклинные сарафаны со спинкой до шеи, круглым воротом с прямым разрезом впереди, заспёжкой на пуговицах и широкими проймами для рукавов. К середине XIX в. сарафаны уже были прямыми, собранными по обшивке, с лямками. Женский костюм дополнялся нарукавником – короткой холщовой кофтой с разрезом на спине и передником. На юге Карелии носили «пары» - рубахи и кофты с юбкой поперечно-полосатой и продольно-полосатой расцветки. Украшали одежду подвесками и бусами. Головными уборами девушек были платки и ленты, замужних женщин – платки и под ними повойники (головной убор из ткани, плотно прилегающий к голове).

Основные элементы мужского костюма: холщовая рубаха с прямым или косым воротом, штаны, кожаные или плетёные пояса. Непременный атрибут мужского наряда – нож в ножнах, брусок и огниво. На шею повязывали платки и шарфы из серой или крашеной шерсти. В XIX в. зажиточные крестьяне надевали жилеты поверх выпущенной наружу рубахи с отложным воротником. Кафтаны шили из холста или домотканого сукна, шубы в талию, тулупы прямого покроя из овчины. Рукавицы вязали, шили из материи и кожи, для ловли рыбы зимой вязали из шерсти, в которую добавляли конский волос.

Традиционная обувь – берестяная, кожаная, меховая: лапти, сапоги из оленьей шкуры мехом наружу, сапоги с загнутым носом, удобные для хождения на лыжах. Валяную обувь покупали.

Были развиты художественная вышивка (в древности медной и бронзовой проволоки, позднее – шёлковыми и хлопчатобумажными нитками, известно вышивание по Гробница с крестом, д. Пиржтигуба Калевальского района сетке); изготовление жемчужных и золотошвейных изделий; резьба и роспись по дереву, обработка бересты; кузнечное и ювелирное производства. В конце XIX в. возникло плепение. Южные группы знали сложную технику художественного ткачества.

Особое место в питании занимала свежая, солёная, сушёная, вяленая рыба. Ели различные каши – загусту из ржаной муки, ячневую с мясом, репную с перловой крупой. Из молока делали простоквашу, творог, домашний сыр, топлёное молоко к чаю. На зиму заготавливали бруснику, клюкву, морошку, чернику, малину. Лакомством для детей была сушёная репа. Настаивали репный, солодовый, хлебный квас. Хлеб в основном пекли из кислого теста. Особые пресные лепёшки – «хлеб с дыркой» - засушивали и хранили на жердях.

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»