Областной детско-юношеский конкурс "Моя малая Родина" по теме "Живая Арктика"

 

Алеуты

Название «алеут» дано русскими и происходит от чукотского алиат – «остров», алиут – «островитяне» или от аллитхух – «отряд, войско, община». Название «алеуты» укоренилось в начале 20 века.

В России алеуты живут на Командорских о-вах (о-ва Медный и Беринга), большая же часть в США (Аляска, Алеутские о-ва). Язык обособился 3-4 тыс. лет назад и представляет собой один из древних диалектов эскимосского языка. Первая грамматика была составлена на основе кириллицы в 19 веке.

История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских о-вов Великой Северной (Второй Комчатской) экспедицией (1733 - 1743). Долгое время существовали две гипотезы их происхождения. Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой – с Аляски. Исследования доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры происходило 6000 – 4600 лет назад.

Особенности жизни командорских алеутов определялось изолированностью островов. До 1867 года их население работало на Российско-Американскую компанию: заготавливало пушнину, мясо и жир морских животных, сохраняя традиционную культуру. Основное место занимали охота на морских животных с байдар и добыча котиков на суше.

Промысел начинался в конце апреля. С весны до осени ловили рыбу. В середине июля охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) – связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Отлавливали пернатых и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а так же сетями. Зимой промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом море при помощи горпуна – метательного копья на длинной веревке. Горпуны и копья бросали с помощью копьеметалок – деревянных дощечек 50 – 70 см длиной с продольным желобом. Важную роль в морской охоте играла байдара – плоскодонная лодка с деревянным каркасом. Управляли ею двухлопастным веслом.

Распространились и некоторые нехарактерные для культуры алеутов приспособления для передвижения. На о-ве Беринга появились нарты (сани) с собачьими упражками, на о-ве Медном – короткие, широкие лыжи, подбитые шкурой нерпы.

Из камня мужчины изготовляли ножи, топоры, наконечники для стрел и копий, сосуды для приготовления еды, жировые лампы с фитилем из мха для освещения и обогрева жилища. Женщины шили и вышивали одежду.

Селения состояли из 2 – 4 больших полуземлянок (улягамах). Жилище вмещало от 10 до 40 семей. Освещали жилища жировыми лампами. Наряду с традиционной утварью пользовались привозной посудой фабричного производства.

Традиционной одеждой была парка – длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. Поверх ее надевали камлейку – глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки). Позже появился новый тип одежды – бродни – штаны из сивучьих горл, к которым пришивали непромокаемые торбаса – мягкие сапоги из кожи морских животных. В повседневной жизни носили европейскую одежду.

Промысловыми головными уборами были деревянные шляпы коричневой формы. Шляпы выдалбливали из целого куска дерева, затем распаривали и, придав нужную форму, расписывали в яркие тона с причудливым орнаментом. Такие головные уборы носили только мужчины.

Празднично-обрядовыми головными уборами служили шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожные повязки с узорными швами.

Питались алеуты мясом и рыбой, которую ели в сыром, жареном или вареном виде. Впрок запасали в основном сушеную рыбу и китовый жир, который держали в пузырях из желудков морских животных.

В конце 18 века алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие.

К середине 18 века население каждого острова или группы островов представляло собой самостоятельное территориальное объединение со своим названием и диалектом.

С принятием христианства к середине 19 века исчезли калым – выкуп за жену и заменяющая за него отработка за жену (муж 1 – 2 года жил в семье жены и помогал вести хозяйство), а также многоженство, многомужество и гостеприимный гетеризм. Вместе в тем распространились обряды сватовства и венчания. Распространилось школьное обучение, двуязычие.

В 1996 году Камчатский центр национальных культур объединил все национальные общины и областную Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера и Ассоциацию командорских алеутов. С 1999 года она называется Ассоциация алеутов «Ансарко».

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»