Торпедные катера

Торпедный катер - это малый боевой корабль, предназначенный для поражения торпедами военных кораблей и транспортных судов противника. К началу Великой Отечественной войны СССР имел 269 торпедных катеров. В ходе войны кроме постройки отечественных торпедных катеров, 166 штук типа "Хиггинс" и "Воспер" получено от союзников.

Торпедные катера использовались в ВОВ не только для атак вражеских судов, но и для высадки десантов морпехов и подвозки боеприпасов на плацдармы, поставки минных заграждений, охоты за вражескими подводными лодками, охраны кораблей и конвоев, обстрела побережья, траления фарватеров.

Комсомолец

Технические характеристики
Водоизмещение 19,68 тонн
Двигатели 2 бензиновых ДВС
Мощность 2 000 л. с.
Движитель 2 трёхлопастных винта
Скорость хода Максимальная 51,6 узла
Крейсерская 32 узла
Дальность плавания 650 миль
Экипаж 6 человек
Головной катер был заложен 30 июля 1939 года на верфи ленинградского завода № 194 (стапельный № С-505). Спущен на воду 16.05.1940, вступил в строй 25.10.1940, 12.03.1941 был зачислен в состав Черноморского флота. По характеристикам значительно отличался от серийных катеров. В 1940—1950 годы со стапелей феодосийского судостроительного завода «Море» сошло более 200 торпедных катеров «Комсомолец».

Г-5

Технические характеристики
Водоизмещение 15 тонн
Длина 19,0 м
Ширина 3,3 м
Осадка 1,2 м
Двигатели 2 двигателя ГАМ-34
Мощность 2 × 850 л. с.
Движитель 2 трёхлопастных винта
Экипаж 6 человек
Торпедные катера типа «Г-5» — проект советских глиссирующих торпедных катеров, созданный в 1930-х годах. 29 июня 1928 года ЦАГИ под руководством известного авиаконструктора А. Н. Туполева было выдано задание на строительство глиссирующего торпедного катера с двумя отечественными двигателями и двумя торпедными аппаратами. 13 июня 1929 началось строительство опытного образца ГАНТ-5, обводы которого были точно такими же, как у Ш-4. Промышленность не смогла обеспечить проект необходимой силовой установкой, в связи с чем пришлось закупать итальянские двигатели «Изотта-Фраскини» мощностью 1000 л. с.

Д-3

Технические характеристики
Водоизмещение 32,1 т
Длина 21,6 м (максимальная)
21 м (между перпендикулярами)
Ширина 3,9 м (по палубе)
3,7 м (по скуле)
Осадка 0,8 м
Бронирование 40 мм
Двигатели бензиновые ГАМ-34/ГАМ-34ВС/ГАМ-34Ф/Packard
Мощность 750—1200 л. с.
Скорость хода 32—48 узлов
Дальность плавания 300—320 миль (полным ходом)
550—550 миль (8 узлов)
Экипаж 8—10 человек, возможность перевоза десанта
Торпедные катера типа «Д-3» (проект П-19-ОК) — вид торпедных катеров, состоявших на вооружении ВМФ СССР в ходе Великой Отечественной войны. Катера строились на заводах в Ленинграде и Сосновке (Кировская область). В составе Северного флота до войны были построены всего два катера, однако в августе 1941 года ленинградские рабочие успели построить и сдать в использование ещё 5 единиц. Эти семь катеров были сведены в отдельный отряд, который действовал до 1943 года. В 1943 году серийное производство катеров возобновилось.