Легкие танки


Т-18

Технические характеристики
Размеры:
Длина корпуса, мм 3500, 4380 с «хвостом»
Ширина корпуса, мм 1760
Высота, мм 2120
Клиренс, мм 315
Бронирование:
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 16
Борт корпуса, мм/град. 16
Корма корпуса, мм/град. 16
Т-18 (МС-1 — малый сопровождения) — советский лёгкий пехотный танк 1920-х годов. Создан в 1925—1927 годах. Стал первым танком советской разработки. Серийно производился с 1928 по 1931 год, всего в нескольких вариантах было выпущено 959 танков этого типа, не считая прототипа. В конце 1920-х — начале 1930-х годов Т-18 составлял основу танкового парка РККА, но довольно быстро был вытеснен более совершенным Т-26. Применялся в бою в конфликте на КВЖД, но в 1938—1939 годах устаревшие и достигшие крайней степени износа Т-18 были в основном сняты с вооружения или использовались как неподвижные огневые точки. В незначительном количестве эти танки ещё оставались в войсках в боеспособном состоянии к началу Великой Отечественной войны и использовались на начальном её этапе.

Т-26

Технические характеристики
Размеры:
Длина корпуса, мм 4620
Ширина корпуса, мм 2440
Высота, мм 2190
Клиренс, мм 380
Бронирование:
Тип брони стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса, мм/град. 15
Борт корпуса, мм/град. 15
Корма корпуса, мм/град. 15
Т-26 — советский лёгкий танк. Создан на основе английского танка «Виккерс Mk.E» (так же известный как "Виккерс 6-тонный"), закупленного в 1930 году. Принят на вооружение в СССР в 1931 году. К началу 1930-х годов танковый парк СССР состоял в первую очередь из массового лёгкого танка непосредственной поддержки пехоты Т-18[3], а также разнотипных британских машин времён Первой мировой войны. Т-18 выполнил задачу насыщения РККА боеспособными и сравнительно современными машинами, а также их освоения промышленностью. Однако характеристики Т-18, являвшегося глубокой модернизацией французского FT-17, уже к 1929 году не удовлетворяли требованиям Генерального штаба РККА[4]. В конце 1929 года на заседании коллегии ГУВП был сделан вывод о том, что в связи с отсутствием у советских танковых конструкторов должного опыта и неразвитостью промышленной базы, сроки разработки советских танков и их заданные ТТХ не выдерживаются, а созданные проекты не пригодны для серийного производства. В связи с этим 5 декабря 1929 года комиссией под председательством Наркомтяжпрома Г. Орджоникидзе было принято решение об обращении к зарубежному опыту.

БТ-2

Технические характеристики
Размеры:
Длина корпуса, мм 5500
Ширина корпуса, мм 2230
Высота, мм 2174
Клиренс, мм 350
Бронирование:
Тип брони гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 13/?°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 13/?°
Борт корпуса, мм/град. 13/0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 10/0°
Корма корпуса (низ), мм/град. 10/?°
БТ-2 (БТ, Б-Т) — советский лёгкий колёсно-гусеничный танк. Первый танк семейства БТ («Быстроходные танки»). Выпускался серийно в 1931—1933 годах. Серийное производство танка сразу столкнулось с большим количеством трудностей. СССР в то время только начинал осваивать тяжёлую промышленность, и для производства передового образца бронетанковой техники не хватало буквально всего — подготовленных кадров, станков, качественных материалов. Возникали проблемы с производством качественной брони и формированием из неё корпуса и башен. Танк остался без двигателя — производство М-5 было прекращено. На танки стали ставить моторы, выработавшие свой ресурс в авиации, а также пришлось срочно закупать в США имевшиеся там запасы данного («Либерти») устаревшего двигателя. Закупили 2000 шт., частично тоже бывшие в употреблении. Но новые двигатели требовали ремонта, отличались невысокой надёжностью и пожароопасностью.

БТ-5

Технические характеристики
Размеры:
Длина корпуса, мм 5580
Ширина корпуса, мм 2230
Высота, мм 2230
Клиренс, мм 350
Бронирование:
Лоб корпуса, мм/град. 13
Борт корпуса, мм/град. 13
Корма корпуса, мм/град. 10
БТ (сокр. быстроходный танк) — название серии лёгких колёсно-гусеничных танков (1930-е годы) на основе прототипа, проданного в СССР американским изобретателем Кристи. БТ-5 представлял собой «гибридную» модель, призванную заменить в войсках малоудачную конструкцию БТ-2. Корпус БТ-5 практически не отличается от своего предшественника (если не считать перехода на метрическую систему), что было следствием требования УММ РККА «переделки должны производиться, не вклиниваясь в серийное производство» (модификации БТ-4 и БТ-6, отличавшиеся от исходного образца конструкцией корпуса и рядом мелких доработок, до стадии серийного производства так и не дошли). Поэтому от «двойки» «пятёрка» отличалась прежде всего новой эллиптической башней на уширенном погоне с 45-мм пушкой 20К с боекомплектом 115 выстрелов и пулемётом ДТ; на некоторых танках был второй ДТ в нише башни, на некоторых ещё и зенитный ДТ на турели. Экипаж — 3 чел. БТ-5 выпускался в вариантах с рацией и без рации. Командирский танк был с рацией и уменьшенным боекомплектом.

БТ-7

Технические характеристики
Бронирование:
Тип брони стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 22 / 18°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 15 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 15—22 / 0—60°
Борт корпуса, мм/град. 15+4 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 10 / 55°
Корма корпуса (середина), мм/град. 13 / 10°
Корма корпуса (низ), мм/град. 13 / 58°
БТ-7 — советский колёсно-гусеничный танк периода 1930—1940-х годов. Третий танк семейства советских лёгких танков БТ («Быстроходный танк»). В отличие от своих предшественников БТ-2 и БТ-5, имел сварной корпус несколько изменённой формы и новый двигатель. Вооружение аналогично БТ-5. Выпускался, как и БТ-5, в варианте с радиостанцией и без радиостанции. Всего было произведено 5328 машин.

Т-37А

Технические характеристики
Размеры:
Длина корпуса, мм 3730
Ширина корпуса, мм 1940
Высота, мм 1840
Бронирование:
Тип брони стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса, мм/град. 8
Т-37А — советский малый плавающий танк (в документах иногда также именуется танкеткой). В литературе танк часто обозначается как Т-37, однако формально это название носил другой танк, не вышедший за стадию прототипа. Т-37А — первый серийный плавающий танк в мире. По советской классификации 1933 года «О системе танкового вооружения РККА» являлся основным танком типа разведывательный танк. Создан в 1932 году на основе британского плавающего танка фирмы «Виккерс» и опытных плавающих танков советской разработки. Серийно производился с 1933 по 1936 год, после чего был заменён в производстве более совершенным Т-38, разработанным на основе Т-37А. В общей сложности за четыре года выпуска было изготовлено 2552 танка Т-37А, включая прототипы.

Т-38

Технические характеристики
Размеры:
Длина корпуса, мм 3780
Ширина корпуса, мм 2330
Высота, мм 1630
Клиренс, мм 300
Бронирование:
Тип брони стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 9 / 10°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 6 / 80°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 9 / 20°
Борт корпуса, мм/град. 9 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 6 / 80°
Корма корпуса (середина), мм/град. 9 / 20°
Корма корпуса (низ), мм/град. 9 / 60°
Т-38 — советский малый плавающий танк (в документах иногда также именуется танкеткой). Эта боевая машина была разработана в 1936 году на основе танка Т-37А и по существу являлась его улучшенной версией. В ходе серийного производства с 1936 по 1939 год было выпущено 1340 Т-38. В Рабоче-крестьянской Красной армии они предназначались для задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, а также непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Т-38 массово использовались во время Польского похода РККА 1939 года, советско-финской войны 1939—1940 годов и в боях начального периода Великой Отечественной войны. Единичные уцелевшие танки этого типа воевали на фронте вплоть до 1944 года включительно, а в тыловых учебных частях и подразделениях они применялись вплоть до окончания войны.

Т-40

Технические характеристики
Размеры:
Длина корпуса, мм 4110
Ширина корпуса, мм 2330
Высота, мм 1905
Клиренс, мм 300
Бронирование:
Тип брони цементированная катаная высокой твёрдости
Лоб корпуса (верх), мм/град. 15—20/10°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 13—15/−30°
Борт корпуса (верх), мм/град. 13—15/25°
Борт корпуса (низ), мм/град. 13—15/0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 13/35°
Корма корпуса (низ), мм/град. 13/−30°
Т-40 — советский лёгкий (малый по классификации своего времени) плавающий танк периода Второй мировой войны. Разработан в первой половине 1939 года на московском заводе № 37 под руководством Н. А. Астрова, ведущего разработчика всей советской линейки малых и лёгких танков того периода. В декабре того же года Т-40 был принят на вооружение Красной армии и серийно выпускался на заводе № 37. Производство Т-40, включая его сухопутные варианты, продолжалось до декабря 1941 года, когда он был заменён на сборочных линиях более мощным лёгким танком Т-60. Всего было выпущено 722 машины[1][2][3], которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941—1942 годах. На базе Т-40 в 1941 году была построена первая самоходная установка БМ-8-24 класса реактивных систем залпового огня на танковом шасси. Небольшое число уцелевших в боях Т-40 использовалось в качестве учебных машин вплоть до конца войны. Вскоре после окончания войны Т-40 был снят с вооружения Советской армии. До настоящего времени сохранилось два подобных танка в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.

Т-50

Технические характеристики
Размеры:
Длина корпуса, мм 5200
Ширина корпуса, мм 2470
Высота, мм 2165
Клиренс, мм 350
Бронирование:
Тип брони стальная цементо́ванная, высокой твёрдости
Лоб корпуса (верх), мм/град. 37/50°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 45/225°
Борт корпуса (верх), мм/град. 37/40°
Борт корпуса (низ), мм/град. 37/90°
Корма корпуса (верх), мм/град. 25/63°
Корма корпуса (низ), мм/град. 37/10°
Т-50 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в 1940 году на заводе № 174 в Ленинграде под руководством С. А. Гинзбурга. Также в его создании принимали активное участие конструкторы И. С. Бушнев и Л. С. Троянов. В 1941 году Т-50 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной армии, и завод № 174 начал его серийный выпуск. Однако после начала Великой Отечественной войны из-за угрозы захвата Ленинграда противником завод № 174 был сначала эвакуирован в Чкалов (Оренбург), затем ещё раз в Омск. Из-за нехватки двигателей и организационных проблем с развёртыванием выпуска продукции на новых местах производство Т-50 было завершено в марте 1942 года. Всего было выпущено, по разным источникам, 65—75 лёгких танков Т-50, которые приняли участие в боях Великой Отечественной войны 1941—1943 года. Один танк этой марки был захвачен армией Финляндии и использовался вплоть до 1954 года. По совокупности своих боевых, технических и эксплуатационных свойств Т-50 считается одним из лучших танков мира в своём классе.

Т-60

Технические характеристики
Размеры:
Длина корпуса, мм 4100
Ширина корпуса, мм 2392
Высота, мм 1750
Клиренс, мм 300
Бронирование:
Тип брони гомогенная катаная высокой твёрдости
Лоб корпуса (верх), мм/град. 15/70°[1] и 35/16°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 35/−28°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 30/−76°
Борт корпуса, мм/град. 15/0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 10/76°
Корма корпуса (низ), мм/град. 25/−14°
Т-60 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Производство Т-60 продолжалось до февраля 1943 года, когда он был заменён на сборочных линиях более мощным лёгким танком Т-70. Всего было выпущено 5920 лёгких танков Т-60, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941—1943 годах. Небольшое число уцелевших в боях Т-60 использовалось как танки-разведчики, тягачи, учебные машины вплоть до конца войны. На базе Т-60 в 1941 году была построена первая самоходная установка БМ-8-24 класса реактивных систем залпового огня на танковом шасси. Вскоре после окончания войны Т-60 был снят с вооружения Советской армии, до настоящего времени сохранилось шесть подобных танков в музеях России и Финляндии.

Т-70

Технические характеристики
Размеры:
Длина корпуса, мм 4285
Ширина корпуса, мм 2348 (2420)
Высота, мм 2035
Клиренс, мм 300
Бронирование:
Тип брони гомогенная катаная высокой твёрдости
Лоб корпуса (верх), мм/град. 35/61°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 45/−30° и 15/−81°
Борт корпуса, мм/град. 15/0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 15/76°
Корма корпуса (низ), мм/град. 25/−44°
Т-70 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в октябре — ноябре 1941 года на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. В январе 1942 года Т-70 был принят на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Производство Т-70 продолжалось до октября 1943 года, когда по результатам боевых действий лета этого года и большой надобности РККА в самоходно-артиллерийских установках СУ-76 на его базе было принято решение о прекращении его серийного выпуска. Всего был выпущен 8231[1][2] танк этого типа. Начиная с лета 1942 года, лёгкие танки Т-70 приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны. Апогеем их боевой службы стала Курская битва, после чего они стали исчезать из частей Красной армии, хотя отдельные экземпляры использовались вплоть до конца войны. По количеству выпущенных машин Т-70 стал вторым по численности типом танков в Красной армии 1941—1945 гг. На базе Т-70 в конце 1942 года была построена лёгкая самоходно-артиллерийская установка непосредственной поддержки пехоты СУ-76, ряд прототипов лёгких танков с улучшенным вооружением или эргономикой и опытные образцы зенитных танков. Вскоре после окончания войны Т-70 был снят с вооружения Советской армии. Достаточно большое количество подобных танков сохранилось до нашего времени в военных музеях и мемориалах России, государств СНГ и стран дальнего зарубежья.

Т-80

Технические характеристики
Размеры:
Длина корпуса, мм 4285
Ширина корпуса, мм 2420
Бронирование:
Тип брони гетерогенная катаная высокой твёрдости
Лоб корпуса (верх), мм/град. 35/60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 45/−30° и 15/−81°
Борт корпуса, мм/град. 25/0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 15/76°
Корма корпуса (низ), мм/град. 25/−44°
Т-80 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан летом—осенью 1942 года в танковом конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. В декабре 1942 года Т-80 был принят на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии и серийно выпускался на Мытищинском заводе № 40. Производство Т-80 продолжалось до сентября 1943 года, когда он был заменён на сборочных линиях завода № 40 самоходно-артиллерийской установкой СУ-76М. Всего было выпущено 79 шт. (из них два прототипа) этих танков, которые приняли участие в боях Великой Отечественной войны в 1943 году. Т-80 стал последним лёгким танком отечественной разработки военного времени.