Истребители

Истребитель — военный самолёт, предназначенный в первую очередь для уничтожения воздушных целей. Применяется для завоевания господства в воздухе над противником, а также для сопровождения бомбардировщиков, транспортных самолётов, самолётов гражданской авиации, защиты наземных объектов от авиации противника. Реже истребители используются для атаки наземных и морских целей. Несмотря на агрессивное название, истребитель относится к оборонительным типам вооружений, отдельного наступательного значения истребительная авиация не имеет. Однако, в настоящее время, с увеличением тяговооружённости этих машин (и, соответственно, бо́льшей грузоподъёмности, то есть ракетно-бомбовой нагрузки), они получили возможности эффективной атаки наземных объектов, и, в условиях современных локальных конфликтов, истребители могут применяться для поражения наземных (надводных) целей.

Як-1

Летно-технические характеристики Як-1 М-105П
Размах, м 10,00
Длина, м 8,48
Площадь крыла, м2 17,15
Вес пустого, кгс: 2445
Вес взлетный, кгс: 2950
Максимальная скорость у земли, км/ч 472
Максимальная скорость на высоте 4860 м, км/ч 569
Время набора высоты 5000 м, мин 5,7
Дальность, км 650
Потолок, м 10000
Экипаж, чел 1
Самолет Як-1 — по схеме — низкоплан, один из самых легких истребителей тех лет. Его взлетный вес — 2847 кг при весе пустого 2347 кг. Конструкция смешанная: каркас фюзеляжа форменный, сварной из стальных хромансилевых труб, обшивка носовой части дюралевая, хвостовой — полотняная. Крыло площадью 17,15 квадратных метров деревянное, без разъемов, оклеенное полотном. Каркас оперения — дюралевый, обшивка — полотно. Бортовое вооружение — одна пушка ШВАК калибра 20 мм для стрельбы через ось редуктора двигателя и два скорострельных пулемета ШКАС. С двигателем ВК-105П истребитель развивал скорость до 580 км/час. Высоту в 5 тыс. м набирал за 5,4 мин. По своим пилотажным и боевым качествам Як-1 был в числе лучших фронтовых истребителей.

Як-3

Летно-технические характеристики Як-3 ВК-105ПФ2:
Размах, м 9,20
Длина, м 8,50
Площадь крыла, м2 14,85
Вес пустого, кгс: 2123
Вес взлетный, кгс: 2692
Максимальная скорость у земли, км 567
Максимальная скорость на высоте 4100 м, км 646
Время набора высоты 5000 м, мин 4,5
Дальность, км 648
Потолок, м 10400
Экипаж, чел 1
Поднятые с прифронтового аэродрома 18 краснозвездных истребителей типа Як-3 июльским днем 1944 года встретились над полем боя с 30 истребителями противника. В быстротечной ожесточенной схватке советские летчики одержали полную победу. Они сбили 15 фашистских самолетов, а потеряли лишь один. Бой подтвердил еще раз высокое мастерство наших летчиков и великолепные качества нового советского истребителя.

Як-6

Технические характеристики
Экипаж: 2 человека
Пассажиры: 6 человек
Груз: 450 кг
Длина: 10.35 м
Размах крыла: 14 м
Площадь крыла: 29.6 0м²
Масса:
Пустого: 1433 кг
Нормальная взлётная: 2350 кг
Двигатели: 2 ПД М-11Ф
Мощность: 2 х 140 л.с.
Лётные характеристики:
Максимальная скорость: 230 км/ч
Дальность полёта: 900 км
Практический потолок: 3380 м
Вооружение Стрелково-пушечное: один 7.62-мм пулемет ШКАС
Як-6 — самолет, разработанный ОКБ А. С. Яковлева в 1942 г., сразу проектировался в двух вариантах — транспортном и бомбардировочном. При этом конструкторы стремились сделать его максимально простым в управлении, дешевым в производстве, с минимальным применением дефицитного в годы войны металла. Большая часть самолетов Як-6 строилась в транспортном варианте. Отсек для 6 пассажиров или груза помешался за двухместной пилотской кабиной. В ВВС РККА эту машину называли "Дугласёнок".

Як-7

Летно-технические характеристики Як-9 :
Размах, м 9,74
Длина, м 8,66
Площадь крыла, м2 17,15
Вес пустого, кгс: 2298
Вес взлетный, кгс: 3025
Максимальная скорость у земли, км/ч: 533
Максимальная скорость на высоте 3930 м, км/ч: 597
Время набора высоты 5000 м, мин 5,0
Дальность, км 735
Потолок, м 10000
Экипаж, чел 1
Як-7 — первоначальный вариант истребителя на базе серийного Як-7УТИ с двигателем М-105ПА в 1050 л. с. создан в конце 1941 г. Одна пушка ШВАК (130 снарядов ) и два синхронных пулемета ШКАС (1000 патронов). Полетная масса по сравнению с Як-7УТИ увеличилась на 185 кг. Як-7А — улучшенный вариант Як-7 с теми же двигателем и вооружением. Под крылом можно было в перегрузку подвешивать шесть реактивных снарядов РС-82 или бомбы по 100 кг. Самолет был создан в начале 1942 г., быстро прошел летные испытания и затем строился серийно.

Як-9

Летно-технические характеристики Як-9Т: Размах, м 9,74
Длина, м 8,66
Площадь крыла, м2 17,15
Вес пустого, кгс: 2298
Вес взлетный, кгс: 3025
Максимальная скорость у земли, км/ч: 533
Максимальная скорость на высоте 3930 м, км/ч: 597
Время набора высоты 5000 м, мин 5,0
Дальность, км 735
Потолок, м 10000
Экипаж, чел 1
Учитывая опыт боевого применения истребителя Як-7, замечания и предложения летчиков, А.С.Яковлев внес в машину ряд существенных изменений. В новом варианте самолета вместо деревянных коробчатых лонжеронов крыла использовали металлические двутаврового сечения. Это позволило значительно увеличить объем бензобаков и, следовательно, дальность полета. Обшивка крыла фанерная, работающая, довольно толстая. Для лучшего наблюдения за задней полусферой по-новому сконструировали фонарь кабины и верх хвостовой части фюзеляжа. Вес пустого самолета (в зависимости от вооружения) стал 2200-2350 кг, взлетный — 2875-3060 кг. По существу, это был новый самолет, хотя заводам при его постройке потребовалось внести совсем небольшие изменения в технологию производства и оснастку.

Лагг-3

Летно-технические характеристики:
Размах, м 9,80
Длина, м 8,81
Площадь крыла, м2 17,51
Вес пустого, кгс: 2700
Вес взлетный, кгс: 3150
Максимальная скорость у земли, км/ч 542
Максимальная скорость на высоте 3560 м, км/ч 591
Время набора высоты 5000 м, мин 5,6
Дальность, км 650
Потолок, м 9600
Экипаж, чел 1
Внедрение самолета не проходило гладко, так как самолет и его чертежи были еще достаточно "сырые", не доработанные до серийного выпуска. Наладить поточное производство не удавалось. С выходом серийных самолетов и их поступлением в воинские части стали приходить пожелания и требования усилить вооружение и увеличить объем баков. Кроме того, зимний камуфляж — шершавая поверхность окраски — ухудшил аэродинамику самолета (а опытный экземпляр темно-вишневого цвета был отполирован до блеска, за что его называли "рояль" или "радиола"). Это был свободнонесущий низкоплан, имевший гладкие обводы и убирающееся шасси с хвостовым колесом; он был уникален среди истребителей того времени, потому что имел цельнодеревянную конструкцию, за исключением имевших металлический каркас и полотняную обшивку рулевых поверхностей; фюзеляж, хвостовое оперение и крылья имели деревянную силовую конструкцию, к которой были прикреплены с помощью фенол-формальдегидной резины диагональные полосы фанеры.

Ла-5

Летно-технические характеристики Ла-5Ф :
Размах, м 9,60
Длина, м 8,67
Высота, м 2,54
Площадь крыла, м2 17,27
Вес пустого, кгс: 2605
Вес взлетный, кгс: 3326
Максимальная скорость у земли, км/ч 555
Максимальная скорость на высоте 6500 м, км/ч 613
Время набора высоты 5000 м, мин 5,4
Дальность, км 500
Потолок, м 9500
Экипаж, чел 1
Коллектив конструкторского бюро, возглавляемого С.А.Лавочкиным, в декабре 1941 года завершил модификацию строившегося серийно истребителя ЛаГГ-З под звездообразный двигатель АШ-82. Переделки были сравнительно небольшие, размеры и конструкция самолета сохранились, но из-за большего миделя нового двигателя на борта фюзеляжа надставили вторую, неработающую обшивку. Сделано это было для того, чтобы не приостанавливать массового выпуска самолетов. В дальнейшем фюзеляж был переделан. Усилено было и вооружение самолета. Бои показали, что новый советский истребитель обладает серьезными преимуществами перед фашистскими самолетами такого же класса. Его скорость — 613 км/час при хорошей маневренности была выше скорости лучших истребителей противника. Что касается Ла-5, то он быстро завоевал признание. Большие скорости горизонтального полета, неплохая скороподъемность и приемистость в сочетании с лучшей, чем у ЛаГГ-З, маневренностью на вертикалях, обусловили резкий качественный скачок при переходе от ЛаГГ-З к Ла-5. Но все достоинства Ла-5 на фронте проявились не сразу. Первое время из-за ряда "детских болезней" его боевые качества существенно снижались. Конечно, при переходе к серийному выпуску летные данные Ла-5 по сравнению с его опытным экземпляром несколько ухудшились, но не столь значительно, как у других советских истребителей. Так, скорость на малых и средних высотах снизилась всего на 7-11 км/ч.

Ла-7

Летно-технические характеристики Ла-7:
Размах, м 9,80
Длина, м 8,60
Высота, м 2,54
Площадь крыла, м2 17,59
Вес пустого, кгс: 2605
Вес взлетный, кгс: 3265
Максимальная скорость у земли, км/ч 597
Максимальная скорость на высоте 6000 м, км/ч 661
Время набора высоты 5000 м, мин 4,5
Дальность, км 635
Потолок, м 10750
Экипаж, чел 1
Истребители Ла-5 с первых дней появления на фронтовых аэродромах отлично зарекомендовали себя в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Конструкторский коллектив С.А.Лавочкина настойчиво совершенствовал оправдавшую себя машину. В конце 1943 года была выпущена ее модификация — Ла-7. Размеры, очертания и двигатель АШ-82ФН были те же. Благодаря значительно меньшим поперечным сечениям двутавровых металлических лонжеронов в крыле (площадью 17,59 квадратных метров) освободился дополнительный объем для топливных баков. К тому же общий вес конструкции планера самолета уменьшился почти на 100 кг. Это позволило усилить вооружение самолета. Ла-7 имел уже 3 пушки Б-20 20-мм калибра по 130 снарядов. Помимо боезапаса к ним, он брал и до 200 кг бомб на два установленных держателя. Вес пустого Ла-7 — 2605 кг, взлетный — 3265 кг. Скорость Ла-7 достигла 597 км/час у земли и 670 км/час на высоте 6000 м. Принятый к серийному производству Ла-7 в последний год войны стал одним из основных фронтовых истребителей.

Миг-1

Технические характеристики :
Экипаж: 1 пилот
Длина: 8,155 м
Размах крыла: 10,2 м
Высота: 3,325 м
Площадь крыла: 17,44 м²
Профиль крыла: Кларк YH
Коэфициент удлинения крыла: 5,97
Масса пустого: 2602 кг
Нормальная взлётная масса: 3099 кг
Масса топлива во внутренних баках: 290 кг
Объём топливных баков: 404 л
Силовая установка: 1 × жидкостного охлаждения АМ-35А
Мощность двигателей: 1 × 1350 л. с. (1 × 993 кВт (взлётная))
Воздушный винт: трехлопастной ВИШ-22Е
Диаметр винта: 3 м
Работа по эскизному проектированию самолета И-200 началась 25 ноября 1939 г. в КБ Поликарпова. Так как он предназначался для использования в качестве скоростного истребителя, особое внимание было уделено выбору наилучших аэродинамических форм и обеспечению чистоты отделки внешних поверхностей, что в сочетании с мощным мотором должно было обеспечить довольно высокие лётные характеристики: максимальную скорость 670 км/ч на высоте 7000 м; набор высоты 5000 м за 4,6 мин, 7000 м за 6,8 мин; дальность полёта 784 км. В перегрузочном варианте с бомбами самолет можно было применять как штурмовик, а с подвесными баками — как истребитель сопровождения.

Миг-3

Летгно-техничесикие характеристики МиГ-3 :
Размах, м 10,20
Длина, м 8,25
Высота, м 3,50
Площадь крыла, м2 17,44
Вес пустого, кгс: 2595
Вес взлетный, кгс: 3350
Максимальная скорость у земли, км/ч 505
Максимальная скорость на высоте 7800 м, км/ч 640
Время набора высоты 5000 м, мин 5,7
Дальность, км 1195
Потолок, м 12000
Экипаж, чел 1
Первая совместная работа Артема Микояна и Михаила Гуревича, ставших впоследствии одними из самых знаменитых авиаконструкторов, состоялась в 1938 г. Образовавшееся в результате этого сотрудничества конструкторское бюро известно и сегодня по инициалам его создателей – МиГ. Начало первой разработке положил конкурс ВВС на создание нового истребителя-перехватчика, который должен был быть оснащен 12-цилиндровым V-образным двигателем конструкции Микулина. Почти одновременно было разработано два варианта. Первым из них был самолет, обозначенный Тип 65, но его сразу отвергли в пользу разработки конструкторского бюро Ильюшина. Второй вариант Микоян-Гуревич МиГ-1 (первоначально имел обозначение И-61 и оснащался двигателями АМ-35А и АМ-37) победил в конкурсе, после чего последовал заказ на три опытных экземпляра под обозначением И-200. Первый из них поднялся в воздух 5 апреля 1940 г. После летных испытаний начался серийный выпуск самолетов МиГ-1, развивавших скорость до 628 км/час (390 миль/час). В связи с этим в 1940-41 гг. СССР заявлял, что МиГ-1 – самый быстрый в мире истребитель-перехватчик. Однако самолет имел ряд недостатков, поэтому было построено всего около 100 машин этого типа. Ему мешали недостаточная устойчивость, малая дальность полета, низкая живучесть конструкции. В результате появилась новая модификация истребителя – МиГ-3, обладавшая улучшенной аэродинамикой и увеличенным углом поперечного V внешних отсеков крыла. Кроме того, был увеличен запас топлива, мощность вооружения и толщина брони.

И-16

Летно-технические характеристики Тип 5 :
Размах, м 9,00
Длина, м 5,98
Высота, м 3,25
Площадь крыла, м2 14,54
Вес пустого, кгс: 1118
Вес взлетный, кгс: 1508
Максимальная скорость у земли, км/ч 390
Максимальная скорость на высоте 2700 м, км/ч 445
Время набора высоты, мин 3400 м 4,0
Дальность, км 540
Потолок, м 9100
Экипаж, чел 1
И-16 создавался как скоростной истребитель, в котором одновременно преследовалась цель достижения максимальной маневренности для ведения воздушного боя. Для этого центр тяжести в полете был совмещен с центром давления примерно на 31% САХ. Имело место мнение, что в этом случае самолет будет более маневренным. На самом деле получилось, что И-16 стал практически недостаточно устойчивым, особенно на планировании, требовал большого внимания от летчика, реагировал на малейшее движение ручки. И наряду с этим не было, пожалуй, самолета, который производил бы такое большое впечатление на современников своими скоростными качествами. Маленький И-16 воплощал в себе идею быстроходного самолета, выполнявшего к тому же очень эффективно фигуры высшего пилотажа, и выгодно отличался от любых бипланов. После каждой модификации скорость, потолок и вооружение самолета возрастали.