Подводные лодки

Подводные лодки в основном используются в качестве оружия. В зависимости от класса и оснащения они могут быть предназначены: для поражения важных военно-промышленных и административных центров,
• военно-морских баз, портов и других наземных объектов,
• для уничтожения подводных лодок, кораблей и судов противника,
• скрытной постановки минных заграждений,
• ведения разведки, как непосредственной, так и в системе дальнего радиолокационного обнаружения,
• использование в качестве корабля связи, осуществление ретрансляции сообщений, что теоретически позволяет поддерживать связь штаба с кораблями, находящимися в любой точке мирового океана,
• высадки диверсионно-разведывательных групп и выполнения других боевых задач.

Л-1 "Ленинец"

Технические характеристики
Водоизмещение 1050 т
Водоизмещение полное 1330 т
Длина 79,0 м
Ширина 7,0 м
Осадка 4,1 м
Силовая установка Дизель-электрическая.
Дизели: 2 x 1100 л.с. модели 42БМ6, электродвигатели 2 х 650 л.с. модели ПГ84/50+84/50.
Аккумуляторная батарея ЛС: 3 группы по 112 элементов.
Скорость надводная 14 узлов
Скорость подводная 8 узлов
Рабочая глубина 75 м
Предельная глубина 90 м
Автономность плавания 28 суток
Экипаж 54 человека (10 офицеров)
Во время Советско-Финской войны «Л-1» несла боевые дежурства в Балтийском и Аландском морях. 1 декабря 1939 года после выставления минных банок в соответствии с приказом командования, лодкой была обнаружена активность вражеских судов в финских шхерах. Возможности для торпедной атаки не было, а мины были выставлены ранее, поэтому «Л-1» ограничилась наблюдением и 13 декабря была отозвана на базу. Начало Великой Отечественной войны «Л-1» встретила, находясь на капитальном ремонте на заводе № 196 в Ленинграде. В августе 1941 года завершённый чуть более чем на половину ремонт прекратили, лодку законсервировали, экипаж отправили в формирующиеся подразделения морской пехоты. 8 ноября 1941 года находящаяся в торговом порту Ленинграда «Л-1» получила повреждения от близких попаданий немецкой артиллерии. 27 декабря при очередном осмотре обнаружилось, что от полученных повреждений лодка села на грунт. В 1944 году лодка была поднята спасательной службой Балтийского Флота, но восстановление лодки не производилось. 7 июля 1945 года «Л-1» была выведена из состава флота. В 1949 году лодку разобрали на металлолом.

Л-12

Тип советских дизель-электрических подводных лодок-минных заградителей времён Второй мировой войны.
Тип Л ( Ленинец).
Заложена 10 июня 1934. Конец службы - разобрана в 1983 году
В конструктивном плане новая подводная лодка была близка к подводным лодкам серии I «Декабрист», являясь более технологичным развитием этого проекта. Применение новой формы прочного корпуса — цилиндра с коническими окончаниями вместо веретенообразной формы — позволило избежать изготовления поверхностей двойной кривизны при помощи пресса в нагретом состоянии, и обойтись холодным вальцеванием листов. Прочный корпус был разделён на 6 отсеков. Одна переборка была плоской и рассчитанной на давление в 1 атм., остальные 4 переборки имели сферическую форму и рассчитывались на 6 атм. Форма дверей была изменена на овальную, тогда как ранее применялись двери круглой формы. Три отсека были оборудованы как убежища для экипажа, в них имелись средства аварийной продувки главного балласта и средства спасения экипажа.

М-104 "Ярославский косомолец"

Технические характеристики
Тип корабля малая ДПЛ
Обозначение проекта серия XII типа М — «Малютка»
Скорость (надводная) 14 узлов
Скорость (подводная) 7,8 узла
Рабочая глубина погружения 50 м
Предельная глубина погружения 60 м
Автономность плавания 10 суток
Экипаж 36 человек
Размеры: Водоизмещение надводное 208 т
Водоизмещение подводное 258 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 45 м
Ширина корпуса наиб. 3,5 м
Средняя осадка (по КВЛ) 2,85 м
Заложена 29 октября (по другим данным 30 мая, 30 сентября или 30 октября) 1940 года под стапельным номером 301 на заводе № 112 «Красное Сормово» в Горьком. Спущена на воду 10 апреля 1941 года. С началом Великой Отечественной войны строительство было заморожено, так как завод сконцентрировался на выпуске танков.[1][2] 25 августа 1942 года подводная лодка в разобранном виде погружена на транспортёр и отправлена по железной дороге на доработку на завод № 402 в Молотовск (ныне Северодвинск), куда прибыла 1 сентября 1942 года, в тот же день зачислена в отдельный учебный дивизион подводных лодок. Вторично спущена на воду 24 сентября (по другим данным 29 октября) 1942 года. 23-26 ноября переведена в СРЗ ГУ Севморпути в посёлке Роста в Мурманске для достройки, проведения испытаний и боевой подготовки. Затем переведена в Екатерининскую гавань (Полярное).[1][2]

Звезда

Технические характеристики
Тип корабля: диэель-электрическая эскадренная подводная лодка
Обозначение проекта IV серия
Скорость (надводная) 20,2 узла
Скорость (подводная) 10,9 (или 8,3) узла
Рабочая глубина погружения 50 м
Предельная глубина погружения 70 м
Автономность плавания 28 суток
Экипаж 54 человека
Размеры:
Водоизмещение надводное 931 т
Водоизмещение подводное 1685 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 90 м
Ширина корпуса наиб. 8 м
Средняя осадка (по КВЛ) 2,83 м
Силовая установка:
дизельные двигатели: 2 х 2700 л.с.
электродвигатели: 2 х 550 л.с.
«Звезда» была заложена 19 декабря 1931 года на заводе №189 (Балтийский завод) в Ленинграде под строительным номером 219, спуск на воду состоялся 15 февраля (или 15 апреля) 1935 года, 23 июля 1936 года лодка вошла в состав КБФ[1]. Из-за конструктивных недостатков боевое применение лодки было исключено, поэтому «Звезда» использовалась в качестве учебного корабля при подготовке моряков-подводников. В сентябре 1941 года было принято решение использовать «Звезду» для снабжения войск в Ханко, но после гибели «Правды» это решение было отменено. 25 ноября 1941 года лодка вышла в поход в Нарвский залив для обстрела береговых объектов. В результате аварии была вынуждена всплыть, подверглась атаке самолёта. В результате близкого разрыва авиабомбы один член экипажа (старшина 2-й статьи Н.Н.Гудовский) был ранен, лёгкий корпус получил 4 осколочные пробоины. Лодка вернулась на базу. В конце декабря 1941 года лодка совершила поход в блокадный Ленинград, доставив в город 700 тонн топлива. Подвергшись артобстрелу, «Звезда» получила 14 осколочных пробоин в лёгком корпусе.

Искра

Технические характеристики
Тип корабля диэель-электрическая эскадренная подводная лодка
Обозначение проекта IV серия
Скорость (надводная) 20,2 узла
Скорость (подводная) 10,9 (или 8,3) узла
Рабочая глубина погружения 50 м
Предельная глубина погружения 70 м
Автономность плавания 28 суток
Экипаж 54 человека
Размеры:
Водоизмещение надводное 931 т
Водоизмещение подводное 1685 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 90 м
Ширина корпуса наиб. 8 м
Средняя осадка (по КВЛ) 2,83 м
Силовая установка:
дизельные двигатели: 2 х 2700 л.с.
электродвигатели: 2 х 550 л.с.
«Искра» была заложена 19 декабря 1931 года на заводе №189 (Балтийский завод) в Ленинграде под строительным номером 220, спуск на воду состоялся 4 декабря 1934 года, 23 июля 1936 года лодка вошла в состав КБФ[1]. Из-за конструктивных недостатков боевое применение лодки было исключено, поэтому «Искра» использовалась в качестве учебного корабля при подготовке моряков-подводников. С 1 декабря 1937 года по 6 ноября 1939 года лодка прошла капитальный ремонт и модернизацию. В ноябре 1940 года участвовала в групповом походе с П-1 и П-2 в Балтийском море с заходом в Таллин, Ригу, Либаву[1]. На начало войны лодка входила в Отдельный Учебный Дивизион подводных лодок в Ораниенбауме. Командиром лодки был капитан-лейтенант А. Н. Пантелеев. 16 июля 1941 года «Искра» столкнулась с подводной лодкой Б-2 «Пантера», получила пробоину в цистерне главного балласта и была поставлена на ремонт в Кронштадте. 10 августа 1944 года лодку вывели из состава флота и передали НИИ связи и телемеханики ВМФ. 2 июня 1952 года лодку исключили из состава флота и передали в НИИ №11 ВМФ для использования в опытовых целях.