Знаменитые люди Севера

ИCТОРИЯ И КРАЕВЕДЕНИЕ

КРЕСТИНИН Василий Васильевич

(1729 - 5(16).05.1795)

Вдохновляющий пример великого земляка не только звал в столицы, но и способствовал тяге к знаниям и научной деятельности простых людей на его родине. Среди патриотов, посвятивших свою жизнь изучению род­ного Севера, первым нужно назвать Василия Васильевича Крестинина, вы­дающуюся личность в научной и общественной жизни России во второй половине ХУШ столетия. Человек, вынужденный до старости добывать средства к существованию службой в архангельских канцеляриях, благодаря упорному самообразованию стал одним из образованнейших людей своего времени. Историк-краевед, он был удостоен избрания членом-корреспон­дентом, а затем почетным членом Санкт-Петербургской Академии наук.

Крестинин многие годы вел исторические изыскания, систематически помещая в изданиях Академии наук свои труды. Наиболее значительными из них явились "Исторические начатки о Двинском народе древних, средних, но­вых и новейших времен", "Краткая история о городе Архангельском", "Истори­ческий опыт о внешней торговле Петра Великого", "Исторический опыт о сель­ском старинном домостроительстве Двинского народа в Севере".

В 1759 году (заметьте, еще при жизни Ломоносова) Крестинин вместе с другими любителями-краеведами образует первое в России "Общество для исторических исследований". Целью общества ("клевретства") явилось со­бирание древних рукописей и других исторических документов для переда­чи их в Академию наук. Несмотря на большие препятствия, которые чини­ли официальные лица этому обществу, историкам удалось сделать многое. Особенно ценными для исторической науки оказались находки "Двинско­го летописца" и одного из списков "Русской правды" Ярослава Мудрого.

Большая и хлопотливая деятельность в городском магистрате и высо­кие моральные личные качества, честность и гуманность Крестинина снис­кали ему звание "степенного гражданина". Крестинин поднимал важные вопросы общественной жизни того времени, был известен как поборник про­свещения и педагог. Проанализировав состояние воспитания детей у жите­лей Двинского края, он выступил с предложениями о совершенствовании обучения в школах и, в частности, с проектом совместного начального обу­чения детей независимо от их сословной принадлежности.

Литература:

1. БСЭ. 3-е изд. Т. 13 С. 393.

2. Черняховский Ф. И. Василий Васильевич Крестинин. - Архангельск: Арх. кн. изд-во, 1955. 40 с.

3. Морозов А. По пути Ломоносова. //Север, Вып. 14 - Архангельск: 1955. -С. 126-177.

4. Цветкова Л. К, Овсянников О. В. В. В. Крестинин. Страницы жизни// Патриот Севера: Ист.-краевед, сб. - Архангельск. 1985. - С. 59-76.

5. Севастьянова. А. А. Василий Васильевич Крестинин - архангелогородский пролог историографии. //Архангельск в XVIII веке. Сб. ст. СПб. 1997. С. 258-271.

6. Муратов А. А. Архангельский историк Василий Крестинин // Отечечество: Краевед, альм. - М., 1993. - С. 54-74.

[A +] [a -] [Сброс]