В начале царствования Петра I Россия не имела выхода в море. Единственное Белое море могло дать возможность развернуть торговлю с иностранными государствами, укрепить экономику России, внедрить новое, ещё не известное на Руси в промышленности и в строительстве. Но для этого надо иметь хорошо оснащённые и прочные корабли, которых Россия не имела.
В 1693 году Пётр I решил сам побывать на Двине и посмотреть как идёт строительство верфей и судов на них.
28 июля Пётр I на судах прибыл в Холмогоры. Его встречала большая толпа народа. Царю при встрече преподнесли хлеб-соль и были подведены два великорослых быка, которые Пётр I повелел отправить в Москву.
Ночевав в доме Афанасия, Пётр I направился к Бажениным в Вавчугу, откуда он отбыл в Архангельск. Вторично Пётр I был здесь в 1702 году и присутствовал при спуске двух фрегатов «Курьер» и «Святой дух». За время существования Вавчужской верфи Осип Баженин и его братья построили около 120 торговых и промысловых судов, водоизмещением от 30 до 800 тонн. Это были галиоты, флейты, пинки, лихтеры, трёхмачтовые гукоры.
Таким образом Вавчуга вошла в историю нашего государства как родина отечественного торгового кораблестроения.
С этого времени было положено зарождение Российского Флота.