Знаменитые люди Севера

ИССЛЕДОВАНИЯ И МОРЕПЛАВАНИЯ

СЕДОВ Георгий Яковлевич

(20.02.1877 — 05.03.1914)

Г.Я. Седов страстно мечтал о том, что на Северный полюс вступит русский человек. Он глубоко осознавал стратегическое значение Северного морского пути. Об этом он писал в своей статье «Значение Северного океанского пути для России». Поэтому он восторженно встретил решение Морского министерства, принятое в 1908 году, о строительстве для гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана двух ледокольных транспортов - «Таймыр» и «Вайгач».

Ранее, в 1903 году Георгий Яковлевич Седов с группой российских гидрографов посетил судно «Америка», готовившееся к экспедиции в Арктику. Посещение судна американской экспедиции под руководством А. Фиала окончательно убедило Г.Я. Седова в настоятельной необходимости организовать русскую экспедицию к Северному полюсу. Не у всех власть имущих он находил понимание. Не получив государственную поддержку, он организовал сбор общественных средств, и экспедиция состоялась в 1912 году на судне «Св. мученик Фока».

Экспедиция Седова к полюсу была последней санной экспедицией, в которой для похода использовались ездовые собаки. В научный состав ее вошли большие энтузиасты Севера: В. Визе, М. Павлов, Н. Пинегин и др. Командный состав судна состоял из опытных моряков.

26 августа «Фока» покинул Соломбальский рейд и был поставлен у Соборной (ныне Красной) пристани города. Жители Архангельска организовали торжественные проводы экспедиции. И вот позади Новая Земля. Курс — к берегам Земли Франца-Иосифа. Но на пути тяжелые льды, они вынуждают встать на зимовку в районе Панкратьева полуострова, в бухте, получившей название бухта «Фоки». Вынужденная зимовка продолжалась долгих 352 дня. Поздний выход экспедиции, необычайно тяжелая ледовая обстановка 1912 года в Баренцевом море внесли значительные изменения в планы Седова: чтобы не терять времени, он широким фронтом развернул исследовательские работы на Новой Земле.

Большое значение придавал Седов приобретению радиотелеграфа, и эта задача, несмотря на огромные трудности, была разрешена. Однако воспользоваться аппаратом связи не удалось, так как морское министерство отказалось направить на «Фоку» радиотелеграфиста, и это обстоятельство сыграло роковую роль.

В июне 1913 года Седов отправил в Архангельск капитана, как выполнившего свою миссию (так сказано в приказе), и четырех матросов по болезни. С капитаном были отправлены подробные материалы о результатах годичных исследований на Новой Земле, а также письмо Комитету по организации экспедиции с просьбой направить на Землю Франца-Иосифа судно с углем, но эта просьба не была выполнена. На судне осталось 17 человек. С таким составом 3 сентября «Св. Фока» покинул зимовку и 13 сентября экспедиция достигла мыса Флора на острове Нордбрук. Пополнив топливо (сало добытых коржей), «Фока» взял курс на остров Рудольфа, но, встретив на пути тяжелые льды, повернул к острову Гукера, где в бухте, названной Тихой, Седов встал на вторую зимовку. Это было 19 сентября 1913 года.

Вторая зимовка проходила в более тяжелых условиях, чем первая. Не хватало топлива, продовольствия. Однообразное питание, недоброкачественные продукты способствовали заболеванию цингой многих участников экспедиции. Болел и Седов. Из 80 собак, взятых в Архангельске, осталась только 31. Несмотря на трудности, Георгий Яковлевич еще в конце 1913 года начал готовиться к походу на полюс. Ни тяжкая болезнь, ни уговоры товарищей, ни советы участников экспедиции — ничто не могло изменить его решения. Поход был назначен на 15 февраля 1914 года. В спутники себе начальник экспедиции выбрал матросов А. Пустошного и Г. Линника. Оба пошли с ним добровольно. Снаряжение полюсной партии было уложено ( на трое нарт, в них впрягли 24 собаки. И вот наступил день прощания. В приказе Г. Я. Седова об этом сказано так: «В сегодняшний день мы выступаем к полюсу. Это — событие для нас и для нашей Родины. Об этом уже давно мечтали великие русские люди — Ломоносов, Менделеев и др. На долю же нас, маленьких людей, выпала большая честь — осуществить их мечту и сделать посильные научные и идейные завоевания в полярных исследованиях на пользу и гордость нашего дорогого отечества. И долг мы выполним».

Так начался поход к полюсу. Здоровье Седова с каждым днем ухудшалось. На седьмые сутки он не смог идти и был вынужден сесть на нарты, а 5 марта 1914 года вблизи острова Рудольфа Г. Я. Седов скончался. Матросы Пустошный и Линник похоронили своего командира на мысе Аук острова Рудольфа. Трудным было их возвращение — только 19 марта они вышли к «Фоке» и сообщили товарищам печальную весть.

Наступила весна. 30 июля льды в бухте Тихой пришли в движение. «Фока» покинул зимовку. 6 сентября шхуна прибыла в Архангельск. Так печально закончилась экспедиция великого патриота России Георгия Яковлевича Седова. «Возвращение «Св. муч. Фоки» совпало с началом первой мировой войны. В газетах промелькнуло несколько небольших заметок о трагической гибели Г. Я. Седова, а затем имя его было забыто...» — так писал В. Визе.

9 сентября научный состав экспедиции организовал своеобразный отчет перед архангелогородцами «Первая русская экспедиция к Северному полюсу», который, как сообщала газета «Архангельск», собрал обширную аудиторию. Лекции сопровождали «туманными картинами». Геолог М. Павлов, географ В. Визе и художник Н. Пинегин рассказали о работе экспедиции и ее результатах по изучению Новой Земли и Земли Франца-Иосифа, о походе Г. Я. Седова к полюсу и его гибели у острова Рудольфа.

Научные материалы седовской экспедиции были обработаны и опубликованы лишь в советское время.

Именем Г.Я. Седова названо более 10 географических объектов. Несмотря на все трудности, русские исследователи покорили Северный полюс. Там сегодня действует научная станция.

Литература:

1. Визе В. Ю., Георгий Яковлевич Седов, в кн.: Русские мореплаватели, М., 1953;

2.  Пинегин Н. В., Георгий Седов (1877—1914), 2 изд.. М.—Л., 1953;

3. Зубов H. H., Отечественные мореплаватели — исследователи морей и океанов, М., 1954.

Седов
[A +] [a -] [Сброс]