Там, где стоял Пустозерск

Пустозерск... О многом говорит сердцу
русского человека это слово. С ним свя­зано немало славных и печальных страниц в истории нашей Родины.
Сначала он был известен как город и крепость Пустоозеро, а с конца XVI в. еще и как Пустоозерский острог. В XVII в. наряду с ними упоминается и Пустоозерский городок. В XVIII в. преобладает написание Пустоозерск и Пустозерск. Потом появятся также Пустозерская слобода (слободка) и Городок. Во второй половине XIX в. и начале ХХ - это уже се­ло Пустозерское, а затем - деревня Пустозерская. В них нашли свое отражение те процессы, которые претерпела за минувшие века древняя столица Печорского края.
Пустозерск был основан осенью 1499 г. воеводами Ивана III во время последнего похода московской рати за Урал, на Югру в ста ки­лометрах от устья Печоры на берегу одноименного озера, которое со­единялось с рекой судоходным рукавом. Он и стал самым первым рус­ским поселением за Полярным кругом, самым крайним военно-опорным пунктом Московского государства на северо-востоке Руси, базой для дальнейшего продвижения в Сибирь. И в XVII в., оставаясь главным административным, промысловым и торговым центром Печоры и приле­гающих к ней тундр, продолжал служить «для опочиву Московского государства торговых людей, которые ходят... в Сибирь торговати». И на протяжении почти всего XVIII в. оставался центром огромного уезда, в который входили, кроме Пустозерской волости, Усть-Цилемская и Ижемская слободки, а также коренные обитатели тундр - ненцы, с ко­торых издревле взималась в казну ясачная дань мехами. Здесь находи­лись воеводская изба, съезжая изба с богатым архивом, таможня, кру­жечный двор, постоялый двор, крепость, четыре церкви, особая тюрь­ма для политических преступников...
Памятник Пустозерскому народуНо судьба оказалась не очень-то милостивой к Пустозерску. Еще в конце XVI в. - в связи с покорением Казанского ханства - для Мо­сквы открылись новые, более удобные пути за Урал, и древний Печор­ский (Новгородский) Чрезкаменный путь в 1704 г. был закрыт. А еще раньше, в 1620 г., был закрыт морской путь из Двины, Мезени и Пе­чоры в Обскую губу. Оказавшись в стороне от больших торговых до­рог, в труднодоступном к тому же месте - из-за обмеления ведущих к нему рукавов Печоры, - Пустозерск со временем утратил свое преж­нее назначение и из уездного городка, каким он являлся до 1780 г., до
перевода в Мезень воеводской канцелярии и гарнизона стрельцов, Пу­стозерск превратился в захолустный волостной центр, не растеряв, од­нако, своей былой славы, сохранив в памяти народной как светлые, таки мрачные страницы своей более чем четырехвековой истории.
А таких страниц было у него немало.
Это прежде всего промысловое освоение пустозерцами в XVI в. ог­ромной территории Крайнего Севера, что уже само по себе являлось ис­торическим подвигом, как и смелые плавания их в Арктику, вплоть до Шпицбергена, и к устьям еще не исследованных сибирских рек; это и экспедиция мореплавателей Степана Малыгина, Федора Литке, гидро­графов Петра Пахтусова, Андрея Вилькицкого и других отважных сы­нов России, побывавших здесь на пути в суровые просторы Арктики; это и знаменито-печальная пустозерская ссылка вождя церковного рас­кола, выдающегося писателя Древней Руси протопопа Аввакума, сож­женного здесь на костре «за великия на царский дом хулы» в апреле1682 г. вместе со своими единомышленниками иноком Епифанием, по­пом Лазарем и дьяконом Федором, также талантливыми писателями-полемистами. В здешнем остроге томились в заключении разинцы, уча­стники Соловецкого восстания, булавинцы. С 1676 по 1680 г. тут нахо­дился в ссылке видный дипломат и культурный деятель XVII в. Арта­мон Матвеев, а в первой половине XVIII в. - князья Семен Щербатов11 Иван Долгорукий. Это, наконец, печорская заповедная старина­древнерусские рукописные сборники, обогатившие нашу книжную куль­туру и богатое песенное наследие жителей Пустозерья.
На Пустоозерский острог не раз нападали в XVII и первой половине  XVIII в. коренные обитатели тундры, доведенные до отчаяния про­изволом воевод и чиновников. Для устрашения бунтарей не один деся­ток ненцев был повешен на мысу против городка. Это одна из Мрачных страниц в истории Пустозерска.
Как историческое место, Пустозерск с давних пор привлекал к се­бе внимание многих видных людей своего времени. С ним связаны име­на писателя-путешественника Сергея Максимова, талантливого фин­ского ученого, первого исследователя самодийских языков Мартина Кастрена; ботаника академика Александра Шренка, этнографа Влади­мира Иславина; страстного энтузиаста освоения природных богатств Заполярья ботаника 'Андрея Журавского, смело поднявшего голос в за­щиту обездоленных кочевников; художника Александра Борисова, от­рывшего всему свету красоту полярного мира; общественных деяте­лей, промышленников-патриотов Севера Василия Латкина, Михаила Сидорова, Александра Сибирякова, фольклориста Николая Ончукова и других. Каждый из них оставил о своем посещении самой первой оби­тели на Печоре свои свидетельства-дневники, воспоминания, записки, письма, книги...
Здесь, в Пустозерске, в апреле 1918 г. на первом волостном съезде
была провозглашена Советская власть по низовью Печоры.
Вот что такое для нас, северян, Пустозерск!
Сейчас на месте древнего городка не осталось ни одной постройки.
По инициативе ленинградского ученого-филолога В. И. Малышева, поддержанной Архангельским облисполкомом, 2 августа 1964 г. здесь, на самом возвышенном месте, был открыт памятник древнему городу. Он представляет собой четырехгранную стелу, сложенную из cepoгo об­лицовочного камня. Высота его 3,7 м, ширина - 1,4 м. Автор проек­та - главный архитектор Архангельской области В. М. Кибирев. Сло­жил обелиск ленинградский мастер по гранитному делу С. Т. Устинов. На северной стороне обелиска мраморная мемориальная доска, на которой выбита надпись: «На этом месте находился г. Пустозерск, ос­нованный в 1499 г., - экономический и культурный центр Печорского края, сыгравший важную роль в освоении Крайнего Севера и в разви­тии арктического мореплавания. Отсюда промышленники выходили на освоение Новой Земли, Шпицбергена и сибирских рек».
Северяне помнят и чтят дела своих далеких отважных предков, некогда освоивших этот суровый край. Об этом напоминает название улицы - Пустозерская в Нарьян-Маре. Есть также Городецкий Шар, Усть-Городецкая виска и озеро Городецкое, на берегу которого и нахо­дился Городок. Раньше все они назывались Пустозерскими (были пере­именованы на рубеже XVII-XVIII вв.). На берегу Городецкого Шара находится пригород Нарьян-Мара поселок Городецкий. В этом топони­ме нашла свое отражение забота пустозерцев о сохранении памяти о самом первом поселении на Крайнем Севере, занимающем особое место в истории Русского государства.
Летом 1969 г. на Выборгской судоверфи был спущен на воду но­вый теплоход, на борту которого начертано имя древнейшего русского поселения на Печоре - «Пустозерск». Порт приписки - Архангельск.

А. Тунгусов

 

 

   
|О сайте|