В глубь веков

Последовательное археологическое изу­чение архангельского Севера было на­чато во второй половине XIX – начале ХХ в. В советское время научный поиск не только получает дальнейшее разви­тие, но и характеризуется глубоким кон­кретно-историческим подходом к проб­лематике первобытной и средневековой истории на базе марксистско-ленинской методологии.
На территории Архангельской области выявлено около пятисот ар­хеологических памятников. В последние годы значительно расширился круг участников исследования археологических древностей. Однако на археологической карте Архангельской области еще много «белых пя­тен»...
Заселение территории архангельского Севера началось, вероятно, в эпоху древнекаменного века. Палеолитические стоянки обнаружены в бассейне реки Печоры, около Полярного круга. Это следы древних охот­ников на мамонта и шерстистого носорога. На карте области отмечено множество пунктов находок палеозоологического материала – кости мамонта, овцебыка, шерстистого носорога, а вот орудий труда палеоли­тического человека почти не обнаружено, исключение составляют еди­ничные находки в среднем течении Северной Двины (дер. Ступино и Ичково) .
Достоверные сведения о пребывании человека на архангельском Севере относятся к эпохе мезолита, ко времени окончательного отступ­ления валдайского оледенения (X - IX тысячелетия до н. э.). Памятни­ки эпохи мезолита в пределах области немногочисленны. Один из них находится на реке Явроньге, недалеко от Карпогор. В нижнем слое стоянки «Явроньга 1» (так назвал памятник Г. М. Буров, открывший его) обнаружены наконечники стрел, изготовленные из небольших кремневых пластинок, а также угловые резцы и концевые скребки -­ характерный набор орудий эпохи мезолита. Стоянка Явроньга датиру­ется IX-VII тысячелетиями до н. э. К этому времени относятся стоян­ки на реке Кокшеньге, открытые в 1977 г. А. Я. Мартыновым, а также находки в Большеземельской тундре (Г. А. Чернов) и в бассейне Се­верной Двины (И. В. Верещагина). Более поздним временем датирует­ся стоянка Нижнее Веретье в Каргополье, где наряду с кремневыми из­делиями найдены костяные гарпуны и наконечники стрел (М. Е. Фосс, А. Я. Брюсов, С. В. Ошибкина) .
Значительную и более многочисленную группу археологических памятников составляют стоянки охотников и рыболовов эпохи неолита, медно-бронзового и железного веков (IV-I тысячелетия до н. э.). Наиболее известные памятники: Галдарея I, II и III, Зимняя Золотица, Ненокса, Красная Гора, Могильники, Усть-Яренга  (дюнное Беломорье) Кузнчиха и Орлецы (в низовьях Северной Двины), Явроньга и Ковозе­ро (бассейны Пинеги и Северной Двины), Печорская стоянка около Нарьян-Мара и т. д.
Хозяйство первобытных племен архангельского Севера характери­зуется примечательным фактом - выходом охотников и рыболовов на морское и океаническое побережья. Складываются своеобразные архе­ологические культуры, отражающие процесс расселения древних пле­мен - предков современных народов Севера. Суровые природные ус­ловия и малоплодородные почвы не создавали необходимых предпо­сылок для развития земледелия и скотоводства на Севере в эпоху нео­лита и раннего металла. Однако хозяйство агонеолитических племен («аго» - охота) заметно прогрессирует: с веками и тысячелетиями со­вершенствуются способы лесной и морской охоты, приемы рыбной лов­ли, развивается техника изготовления каменных орудий, разнообразнее становится хозяйственная утварь, появляются и получают распростра­нение орудия из металла, усложняется мировоззрение первобытных охотников и рыболовов.
Несомненный интерес представляют памятники первобытного ис­кусства архангельского Севера. К ним относятся рисунки на стенах грота около деревни Курга в Пинежском районе Архангельской области. Продолжается изучение каменных лабиринтов Соловецкого архипела­га; вместе с другими культовыми памятниками Соловков они образу­ют древние святилища и датируются II-I тысячелетиями до н. э., возможно, 1 тысячелетием н. э.
В X-XIII вв. в Беломорье и бассейн великих северных рек прони­кают славяне. Средневековые памятники археологии (городища, сели­ща и могильники) изучены слабо. Исключение составляет Ленский район Архангельской области, территория которого входила когда-то в состав Перми Вычегодской. Здесь обнаружен могильник вымской ар­хеологической культуры. Интересный могильник XI-XII вв. раскопан О. В. Овсянниковым около деревни Корболы на реке Ваге.
За последние годы исследованы некоторые группы средневековых городищ, прежде всего важские и двинские. Вопрос хронологии и этни­ческой принадлежности этой группы памятников имеет принципиальное значение для изучения процесса освоения северных территорий славян­ским населением. Сведения письменных источников (Устав Новгород­ского князя Святослава 1137 г.; летописные сведения) и археологиче­ские характеристики большинства известных науке городищ не дают никаких оснований считать их «чудскими» и датировать периодом ра­нее XIII в. Это позволяет рассматривать первоначальный процесс освое­ния славянским населением северных земель по Онеге, Северной Двине и ее притокам как мирный процесс и связывать появление укреплен­ных поселений с совершенно иной, более поздней эпохой и с другой военно-политической обстановкой на Севере. Таким образом, памятни­ки, ранее считавшиеся «чудскими», хронологически относятся к двум периодам - XIII-XV вв. и XVII в. Обследование городищ по Ваге, Вели, Устье, Кокшеньге, проведенное А. В. Никитиным, показало, что большинство из них лишено культурного слоя или его мощность весьма незначительна и что это - городища, служившие временным убежи­щем в тревожное время. Интересные результаты принесли раскопки древнейшего городища Среднего и Нижнего Подвинья - Орлецкого. На реке Ваге, в 17 км к северу от Шенкурска, изучен недавно Пи­нежский городок - укрепленная усадьба новгородского боярина Васи­лия Степановича (середина ХУ в.). Археологическое обследование Емецкого городка ХV в. позволило детально определить конструкцию деревянно-земляных сооружений оборонительной системы крепости-го­родка, который, кроме того, являл собой начальный этап городской жизни на средневековом Севере.
Археологи и историки добились в последние годы существенных результатов благодаря комплексному изучению археологических па­мятников и письменных исторических источников. В поле зрения уче­ных находятся многочисленные средневековые памятники: пинежские, важские, холмогорские, онежские и двинские городища, острожные замки на Мезени, Пустозерск на Печоре, Соловецкий кремль, посады и остроги Каргополя, Шенкурска, Холмогор, Архангельска.
Археологическое изучение архангельского Севера продолжается.

А. Куратов

 

   
|О сайте|