Первый морской порт России

Архангельск - город исторический. По­становлением Государственного комите­та Совета Министров РСФСР по делам строительства и Коллегии Министерства культуры РСФСР от 31 июля 1970 г. он включен в состав 115 древнейших рос­сийских городов, «имеющих архитектур­ные памятники, градостроительный ан­самбль и комплексы, являющиеся памятниками национальной культуры». В его наименовании отражена седая старина, звучит сама исто­рия.
Об основании города «Двинская летопись» лаконично гласит: 1584 год. Приехали с Москвы на Двину воеводы Петр Афанасьевич  Нащокин да Залешанин Никифоров сын Волохов; и оные воеводы, от морского устья за 30 верст, над Двиною рекою, на Пур на Волоке, круг Архангельского монастыря, Архангельский город деревянной одним го­дом поставили и съехали к Москве, и после того присланы на Двину приказные люди дети боярские».
Возникновение города на Двине было вызвано целым комплексом причин, связанных с развитием производительных сил на Севере: фор­мированием единого национального внутреннего рынка, необходимостью усиления обороны северных рубежей Отчизны, установлением регулярных внешнеторговых связей с западноевропейскими странами через Белое море.
Главное же назначение «новоустроенного города», как говорится в Царской грамоте, для «коробельныя пристани». Именно поэтому порт у Студеного моря вошел в историю России как ее первенец. Сначала он именовался Новыми Холмогорами, поскольку находился в администра­тивной зависимости от прославленного центра Двинской земли. Его пер­выми переселенцами были холмогорцы. С 1613 г. зависимость от Хол­могор была ликвидирована. Он получил административную самостоя­тельность и официально именовался Архангельским городом, а его жи­тели стали называться архангелогородцами.
Архангельск как крепость (острог) и посад (огороженное место для проживания торгово-ремесленного населения) с гостиными дворами и «животным выпуском» (выгоном для скота) был расположен на пятач­ке Двинской земли на высоком правобережном Пурнаволоцком мысе, глубоко вдававшемся в реку и как бы запиравшим со стороны моря все проходы по многочисленным руслам в глубь страны. Топкие болота и дремучие леса, окружавшие крепость плотным кольцом со всех сторон, делали ее неприступной для противника. «Сделанная без гвоздя и бол­та», она вызывала искреннее восхищение соотечественников и иностран­цев и была для своего времени чудом деревянной строительной техни­ки. Оснащенная 36 пушками и имеющая военный гарнизон не менее 200 стрельцов, крепость была мощным по тому времени оборонитель­ным сооружением Беломорского Севера.
До основания Петром I каменной Новодвинской крепости эта ма­лeнькaя «деревянная крепостица» надежно охраняла город и торги в течение целого столетия. Да и само название - Новодвинская свиде­тельствует о ее преемственности от старой Пурнаволоцкой. К сожале­нию, в наше время от Пурнаволоцкой крепости не осталось и следа. Даже место основания ничем не отмечено, так как Северная Двина за четыре столетия основательно размыла песчаный мыс, наступая на город и отодвигая его ко b отодвигая его к мхам.
Посад Архангельска был создан в 1587 г. и состоял из 130 семей черносошных крестьян из окрестных двинских деревень. Сюда были пе­ренесены из обширного устья главной северорусской реки и все торги с иностранцами под строгий правительственный контроль и крепостную охрану.
Так завершилось оформление портового бассейна Архангельска. Его акватория была обширна - вплоть до южного побережья Белого моря - и включала многочисленные стоянки для судов разных стран. Первой стоянкой был «порт св. Николая» (так называли его иностран­цы) на острове Ягры у Николо-Корельского монастыря, расположенно­го на побережье Белого моря при впадении в него Никольского устья Северной Двины (в 1938 г. здесь был заложен новый город Северо­двинск). Именно в этом месте 24 августа 1553 г. бросил якорь англий­ский корабль Ричарда Ченслера, и отсюда начались регулярные торго­вые и дипломатические сношения с западноевропейскими странами (главным образом с Англией и Голландией) через Белое море.
В целом естественная гавань первого морского российского порта была очень удобной и надежно укрывала корабли от штормовых ветров со всех сторон. Редкие туманы, большое количество ясных дней в пе­риод навигации и белые ночи, обеспечивающие морякам хорошую ви­димость, достаточная глубина фарватера реки создавали все обходимые условия для нормального функционирования морского порта. Единст­венным обстоятельством, затруднявшим его развитие, была непродол­жительность навигации - всего 3-4 месяца в году. Несмотря на это, Архангельский порт в XVI-XVII вв. сыграл огромную роль в развитии внешней и внутренней торговли и в социально-экономическом развитии русского государства. Из десятилетия в десятилетие росло количество иностранных судов, швартовавшихся у пристаней Архангельска. Так, если до 1584 г. в се­веродвинское устье ежегодно в среднем приходило до 10 кораблей, то в 1600 - 25, в 1658 - 80, в 1700 - 159, в 1716-м - 233. На рейде Ар­хангельского порта, судя по свидетельствам очевидцев, многочислен­ным письменным источникам и старинным гравюрам и рисункам XVI-XVII вв., стояли одновременно десятки иностранных судов, то порщась лесом корабельных мачт с разноцветными флагами на них. Между судами сновали сотни речных лодий и карбасов. В городе ца­рила деловая обстановка, стоял многоязычный говор. В многочислен­ных лавках шла бойкая торговля товарами, привозимыми из 70 русских городов и из-за границы. Рос товарооборот порта, а вместе с ним уве­личивались и правительственные доходы за счет таможенных сборов и монопольной торговли. С небольшими перерывами Архангельск процве­тал в течение почти полутора столетий, был «золотодобытчиком» Рус­ского государства, «житницею и сокровищницею Российского Севера в Европе». Первый и единственный в то время морской порт России иг­рал важную роль в экономическом и политическом развитии страны, в отечественной и международной торговле. Символом его значимости и первозданной мощи в пору процветания является Гостиный двор, пост­роенный в конце XVH в. Сохранившаяся часть Гостиного двора даже спустя три столетия вызывает восхищение и законную гордость архан­гелогородцев.
Роль Архангельского порта значительно возросла после трехкрат­ного посещения его Петром I в 1693, 1694 и в 1702-м годах: товарообо­рот возрос в три раза, усилены сторожевая охрана и контроль за ино­странными судами, установлен медицинский надзор в порту, впервые в России была создана лоцманская служба. На острове Мудьюг работа­ла застава для осмотра судов, здесь же была сооружена и дозорная башня, служившая одновременно маяком. На фарватере от острова Мудьюг до городского рейда были установлены навигационные ограж­дения (лоцбочки). Перечисленные меры гарантировали безопасный проход судов по фарватеру. В 1786 г. в Архангельск было переведено первое в России морское учебное заведение - мореходная школа, ос­нованная в 1781 г. в Холмогорах для подготовки судоводителей. Ныне старейшее в стране мореходное училище готовит высококвалифициро­ванных штурманов и механиков флота. К числу выпускников училища относятся такие прославленные мореходы, как А. С. Кучин (участвовал в экспедиции Р. Амундсена к Южному полюсу); В. И. Воронин (знаме­нитый «ледовый капитан»), П. А. Пономарев (первый капитан атомно­го ледокола «Ленин»), его брат И. А. Пономарев (Герой Социалисти­ческого Труда) и многие другие.
С 1708 г. Архангельск стал губернским центром. Сооружение па­мятника Петру I в Архангельске (1914) - свидетельство его заслуги развитии города и в социально-экономических преобразованиях на Се­вере.
Во время второго посещения Петром I Архангельска в мае 1694 г. со стапелей Соломбальской судоверфи был спущен на воду первый ко­рабль русского торгового флота «Святой Павел». Первый мор­ской порт России стал колыбелью отечественного торгового и военного флота. За полтора с лишним столетия существования Соломбальской судоверфи талантливыми архангельскими корабелами было построено около 500 торговых и военных судов. В 1827 г. со стапелей сошел па­русный линейный корабль «Азов», ставший впоследствии первым гвар­дейским кораблем русского военно-морского флота.
От всего комплекса первого российского адмиралтейства в Солом­бале сохранилась лишь знаменитая «испытательная канава», прорытая для спуска на воду строящихся кораблей. Местные корабелы пере­именовали ее в речку Соломбалку. Эта историческая достопримеча­тельность колыбели флота российского ныне является гаванью для моторных судов маломерного флота соломбальцев.
Деловая активность портового города временами ослабевала под влиянием внутригосударственных неурядиц либо внешнеполитических осложнений с Англией или другими странами. Развитие города как торгово-промышленного центра Севера страны задерживалось вследствие засилия иностранцев и из-за отсутствия в течение длительного времени отечественного торгового и военного флота. Деревянный город уничто­жали частые пожары, опустошали различные стихийные бедствия, стра­дал он от произвола русских самодержцев. Трудовой люд тяжело пере­живал превратности судьбы города.
Так, с 1722 г. Архангельский порт по воле того же Петра I был почти закрыт в связи со строительством новой столицы на Неве и пере­носом туда с Беломорья заграничной торговли. Но, несмотря на «мо­наршую немилость», город не разорился. С исторической несправедли­востью по отношению к первому морскому порту и колыбели отечест­венного флота вскоре было покончено (с 1733 г.), а в 1762 г. Архан­гельск получил такие же торговые привилегии, как и Петербург.
Однако оживление торгово-промышленной деятельности Архан­гельска было непродолжительным. С 1793 г. вновь наблюдался застой, а очередной хозяйственный подъем начался лишь в годы континенталь­ной блокады. С 1809. по 1812 Г., когда Архангельск был фактически единственным портом страны, свободным от блокады, импорт возрос в два, а экспорт примерно в полтора раза. В годы Крымской войны зна­чительно возросла роль Архангельска в военно-стратегическом отно­шении. Город-воин был готов к отражению атак неприятеля.
В конце ХIХ - начале ХХ в., несмотря на создание речного (1858) и морского (1870) пароходств, завершение строительства железнодорож­ной линии Вологда-Архангельск (1898), состояние Архангельского порта оставалось тяжелым. Он «прозябал» по сравнению с портами Прибалтики и Черного моря, отставая от них по технической оснащен­ности. Лишь в годы первой мировой войны грузооборот порта возрос до небывалых размеров: в 1917 г. экспорт увеличился в 9 раз, импорт ­в 264 раза в связи с тем, что в годы войны внешняя связь страны осу­ществлялась только через Архангельск и Владивосток. Численность населения города и его пригорода возросла до 160 тысяч человек. Архангелогородцы принимали активное участие в революционном движении. Им оказывали большую помощь политические ссыльные. В 1903 г. в Архангельске был создан комитет РСДРП, объединивший ра­нее возникшие здесь социал-демократические кружки. Через Архангель­ский порт осуществлял ась транспортировка ленинской газеты «Иск­ра». Она сыграла важную роль в пропаганде марксистско-ленинских идей в нашем крае и в организации сил большевистской партии.
После победы Великого Октября на Севере начинается подлинный рассветАрхангельска, преображение его в крупный центр индустрии и культуры нашего края, в современный речной и морской порт между­народной значимости.
Важную роль в развитии Архангельского морского порта и произ­водительных сил всего Крайнего Севера сыграли декреты, подписанные В. И. Лениным: об ассигнованиях по обеспечению «безопасности ко­раблевождения по Северному Ледовитому океану и его морям» от 29 июля 1920 г., «Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море» от 24 мая 1921 г., «Об открытии Архангельского порта» от 11 апреля 1921 г., о создании треста «Северолес»от 17 августа 1921 г. и другие.
По решению Советского правительства через Архангельский порт 16 морта 1920 г. была осуществлена крупная морская экспедиция за сибирским хлебом для голодающего населения Европейского Севера (так называемая «Карская хлебная экспедиция»). Моряками-северянами было до­ставлено свыше 500 тысяч пудов хлеба, что имело немаловажное зна­чение в обеспечении населения продовольствием.
По постановлению Советского правительства от 16 марта 1921 г., Подписанному В. И. Лениным, был организован с центром в Архан­гельске Плавучий морской научный институт (позднее был переведен в Ленинград). В 1922 г. из Архангельска отправилась первая морская научная экспедиция на судне «Персей» (всего на нем было совершено 95 экспедиций и тем самым был сделан большой вклад в науку).
Из Архангельска уходили в Арктику ставшие легендарными экспе­диции на Землю Франца-Иосифа (1929) и на Северную Землю (1930). В 1932 г. под командованием капитана В. И. Воронина ледокольный пароход «Сибиряков» отправился по Северному морскому пути, впер­вые пройдя его с запада на восток за 65 дней.
Не случайно Архангельск называют воротами Арктики. Отсюда от­правлялись в «студеные моря» различные отряды Великой Северной экспедиции 1733-1743 ГГ., инициатором которой был В. И. Беринг, экс­педиции Ф. П. Литке, П. К. Пахтусова, В. А. Русанова, Г. Я. Седова и многие другие. В послеоктябрьский период в них приняли непосредст­венное участие архангелогородцы В. И. Воронин, Б. Г. Ушаков, Ф. А. Рынцын, А. И. Дубинин, А. Ф. Пинежанинов, прославившие свой род­ной город и вписавшие в летопись освоения Арктики яркие примеры мужества и героизма.
На протяжении столетий Архангельск стоял на страже северных рубежей Отчизны. Славные ратные дела совершили его жители в годы гражданской войны и иностранной интервенции. О них напоминает нам памятник герою гражданской войны П. Ф. Виноградову, установлен­ный напротив кинотеатра «Мир», и главный проспект города, носящий его имя, монументы жертвам интервенции 1918-1920 ГГ., воздвигнутые на набережной имени В. И. Ленина и на Кузнечевском кладбище, мно­гие улицы и площади города, названные в честь пламенных большеви­ков и героев гражданской войны - Романа Куликова, Федора Чумба­рова-Лучинского, Александра Терехина, Михаила Валявкина и других.
В годы Великой Отечественной войны Архангельский порт сыграл исключительно важную роль в разгрузке судов с военными грузами, приходившими с Запада. В сложнейших условиях военного времени мо­ряки и портовики Архангельска оказали большую помощь фронту, об­рабатывая суда, участвуя в плаваниях военных конвоев.
От старого центра Архангельска сейчас сохранились лишь немно­гие каменные здания бывшей таможни, Соловецкого подворья, Николо­-Корельского подворья, церковное здание, а также постройки, в которых ныне располагаются Октябрьский райисполком и магазин «Соловец­кий». Этот градостроительный ансамбль нашего города является па­мятником национальной культуры XVIII - начала ХХ в. и притяга­тельным центром для многочисленных туристов и гостей Архангельска. За годы Советской власти Архангельск превратился в крупней­ший специализированный лесной порт и «всесоюзную лесопилку». Поводным и стальным магистралям мощным потоком идет к нему главное богатство края - добротный северный лес, справедливо называемый «зе­леным золотом». Значительная часть его перерабатывается на оснащен­ных по последнему слову техники предприятиях в бумагу, целлюлозу, спирт и другую продукцию лесной промышленности, идет на экспорт. Древний двинской город образно называют «валютным цехом» стра­ны. Ежегодно к его причалам только из-за границы приходят сотни иностранных кораблей, морских и речных судов.
Из года в год растет вывоз товаров через Архангельский порт в де­сятки стран и сотни портовых городов мира. Происходит его техниче­ское переоснащение, генеральная реконструкция, он становится одним из крупнейших транспортных узлов страны. С 1978 г. порт перешел на круглогодовую работу. Он постоянно пополняется современными су­дами различных типов - лесовозами, теплоходами, мощными ледоко­лами и землесосами. Строятся новые железно- и автодорожные подъ­ездные пути, новые причалы и складские помещения, растет комплекс­ная механизация погрузочно-разгрузочных работ, внедряются прогрес­сивные способы переработки грузов, ведутся дноуглубительные рабо­ты. На правом берегу Северной Двины сооружен современный совме­щенный морской и речной вокзал, ставший украшением города вместе с высотным зданием Северного ордена Ленина морского пароходства. Через столетия пришел к сегодняшней славе первый морской порт страны как город, сыгравший определяющую роль в развитии торгов­ли, мореплавания, рыболовства, промышленности, транспорта, строи­тельства на Северо-Западе, и как крупный административный и куль­турный центр страны. Символом его трудовой славы стал Обелиск Се­вера, воздвигнутый в 1930 г. в центре города нa проспекте п. Виногра­дова.
На пороге своего 400-летия Архангельск в динамическом развитии. Меняется к лучшему весь его облик, зримо вырисовываются черты но­вого замечательного социалистического города.

Ю. Новожилов

 

   
|О сайте|