"В Рождество и в последующие святочные дни славили Рождество. Большую часть славильщиков составляли дети, ходившие по домам, или просто без всего, или со звездою.
Звезда делалась из палок, украшалась бумагой и слюдой. Из склеенной бумаги делался круг, в котором зажигались восковые свечи. От него протянуты по тонким палкам рожки (лучи)". Во время колядования его участники, войдя в избу, спрашивали хозяев: "Благослови, хозяин, Христа славить" и исполняли величальные песни:
Пришло Рождество Встречай Рождество
Господину под окно, С сыром да с маслом,
Разбудило госпожу. С великим богатством.

Плата за колядование - одаривание, являлось магическим актом, призванным обеспечить удачу в семье. Колядующие просили не что-либо из съестного., а особую обрядовую еду: "козульки", "колядки" (печенье), "свиные ножки", "кишки" (колбасы), и если хозяйка ничего не подаст колядующим, то в этом году в хозяйстве "не будет проку".
"Считается, что в севернорусских областях новогодние колядки заменились разными
песнями, преимущественно свадебными, с характерным для северных величаний припевом "виноградье красно-зеленое мое" (отсюда и название северных новогодних песен "виноградье"). Тексты виноградий существуют в двух редакциях: виноградье "холостое",
воспевающее девушку-невесту или молодого парня, и виноградье "женатое", посвященное
семейной паре".
По обычаю на Мезени молодежь собиралась у кого-нибудь в доме, когда исполнялись виноградья, "припевая" каждому парню девушку, при этом припевки не являлись специфическими святочными величаньями, и исполнялись они на святках потому, что в это время устраивались вечеринки. В лешуконских виноградьях, в отличие от мезенских, существовали "концовки" с требованием дать что-нибудь "добром":
"Уйся, хозяин, Да на закуску калача
Приразделайся добром, Да на забаву девица,
Принеси денег ведром Что по имени Анна Ивановна"
"А вот в Мезени часто вместо колядовых песен исполнялось церковное христословие, известное по всей России, начинающееся словами: "Рождество твое, Христе боже наш, и Т.П.
Ребятишки, исполнявшие его, ходили со звездой, в некоторых деревнях со звездой и рачеей... Во второй половине дня ходила молодежь с мехоношею".
И при колядовании отмечается различие между Лешуконским и Мезенским районами: деление по половозрастному признаку у нас было заметнее. "Отдельными партиями колядовали мужчины, женщины, девушки и парни, причем в некоторых деревнях каждая такая партия делилась в свою очередь на подпартии по возрастному принципу" [З,с.19]
"Для деревень Лешуконского района характерно и обрядовое печенье - козульки, изображавшее разных животных коз, коров, быков, лошадей и т.п. Козули пекли на второй
день Рождества. По обычаю пекли их девушки. К ним в дом приходили холостые парни, девушки давали козульки приглянувшимся парням. Вечером парни, собиравшись на вечеринки, похвалялись собранными козульками, по которым судили об умении будущих хозяек... Подобное обрядовое печенье, как и сам обычай колядования, связывает районы
русского Севера с более южными районами"
На Мезени же больше известен другой вид обрядового печенья-шаньги. "Это
круглые средней величины лепешки, которые положено было печь во время многих обрядовых празднеств, в том числе и на Новый год... В доме, где собиралась на новогоднюю
вечеринку молодежь, каждая девушка приносила с собой домашнее печенье, в том числе и шаньги, по десять штук каждая... С первой выпеченной шаньгой девушке нужно пробежать
по деревне; кто первый встретится - нужно спросить имя. Такое имя и у мужа будетЛ [3,с.20].
Какое же значение наши предки придавали обычаю колядования? По-моему, кроме
того, что желали односельчанам достатка в новом году или судили о мастерстве авторов козуль и шанег, люди с малолетства учили детей переживать все тягости (в первую очередь
зимний голод) "всем миром". Именно о чистоте душевной детей думали наши предки,
встречая Новолетье: не у всякого в доме был достаток, а справить Рождество Господне готовились сообща; то, что "наколядовали" - делили поровну; и пожелания были - от души.
Совсем недавно мы могли бы сказать, что Святки превратились в яркое и веселое представление безо всякого смысла. Но это, конечно же, не так; хотя и встречаются люди,
гонящие колядующих со своего крыльца, или сами "артисты" преследуют определенную цель - собрать в свою корзину побольше сладостей. Но если же кто "колядует" от души, то он и желает хозяевам доброго от всего сердца и верит, что его древние заклинания хоть немного, но подействуют в добрую сторону. То есть здесь можно говорить о сохранении нравственной
чистоты, сердечности, добропорядочности. Колядование - это не попрошайничество, не сбор денег или сладостей. Это прекрасный святочный обычай славить Христа.
Сохраняется с помощью этого обряда и связь между поколениями: ведь без помощи взрослых сложно и правильно подобрать соответствующие виноградья, и правильно себя
вести, и сделать рождественскую звезду. Бабушки передают свою доброту и умение внукам, когда вместе лепят, катают обрядовые козули. Анна Николаевна Кашунина, большая
мастерица по этим козулькам, всегда приговаривала, когда их лепила:
"Сделаю первую уточку,
а вторую несушечку,
. третья восьмерочка,
а четвертая - подводная лодочка.
А вот лесная избушечка
Стоит избушка на курьих ножках,
при одном окошке.
я в этой избушке две зимы прокуковала,
сколько лиха испытала, ой-ей-ей"

Что ж, пусть и на современный лад, но с душой, тоской, чувствами.

 

Введение

Рождественские праздники
3аключение.

Мезенские обряды и обычаи. Рождественские праздники.


Моей прабабушке Авдеевой Анастасии Ивановне - посвящается.

Рождественское славленье.

 

1) Празднование Рождества Христова.

2) 0сновные этапы Рождественских праздников на Русском Севере.

3) Рождественское славленье.

4) Рождественские гадания.

5) Ряженые.