"В Рождество и в последующие святочные дни славили
Рождество. Большую часть славильщиков составляли дети, ходившие по домам,
или просто без всего, или со звездою.
Звезда делалась из палок, украшалась бумагой и слюдой. Из склеенной бумаги
делался круг, в котором зажигались восковые свечи. От него протянуты по
тонким палкам рожки (лучи)". Во время колядования его участники, войдя
в избу, спрашивали хозяев: "Благослови, хозяин, Христа славить"
и исполняли величальные песни:
Пришло Рождество Встречай Рождество
Господину под окно, С сыром да с маслом,
Разбудило госпожу. С великим богатством.
Плата за колядование
- одаривание, являлось магическим актом, призванным обеспечить удачу в семье.
Колядующие просили не что-либо из съестного., а особую обрядовую еду: "козульки",
"колядки" (печенье), "свиные ножки", "кишки"
(колбасы), и если хозяйка ничего не подаст колядующим, то в этом году в
хозяйстве "не будет проку".
"Считается, что в севернорусских областях новогодние колядки заменились
разными
песнями, преимущественно свадебными, с характерным для северных величаний
припевом "виноградье красно-зеленое мое" (отсюда и название северных
новогодних песен "виноградье"). Тексты виноградий существуют в
двух редакциях: виноградье "холостое",
воспевающее девушку-невесту или молодого парня, и виноградье "женатое",
посвященное
семейной паре".
По обычаю на Мезени молодежь собиралась у кого-нибудь в доме, когда исполнялись
виноградья, "припевая" каждому парню девушку, при этом припевки
не являлись специфическими святочными величаньями, и исполнялись они на
святках потому, что в это время устраивались вечеринки. В лешуконских виноградьях,
в отличие от мезенских, существовали "концовки" с требованием
дать что-нибудь "добром":
"Уйся, хозяин, Да на закуску калача
Приразделайся добром, Да на забаву девица,
Принеси денег ведром Что по имени Анна Ивановна"
"А вот в Мезени часто вместо колядовых песен исполнялось церковное
христословие, известное по всей России, начинающееся словами: "Рождество
твое, Христе боже наш, и Т.П.
Ребятишки, исполнявшие его, ходили со звездой, в некоторых деревнях со звездой
и рачеей... Во второй половине дня ходила молодежь с мехоношею".
И при колядовании отмечается различие между Лешуконским и Мезенским районами:
деление по половозрастному признаку у нас было заметнее. "Отдельными
партиями колядовали мужчины, женщины, девушки и парни, причем в некоторых
деревнях каждая такая партия делилась в свою очередь на подпартии по возрастному
принципу" [З,с.19]
"Для деревень Лешуконского района характерно и обрядовое печенье -
козульки, изображавшее разных животных коз, коров, быков, лошадей и т.п.
Козули пекли на второй
день Рождества. По обычаю пекли их девушки. К ним в дом приходили холостые
парни, девушки давали козульки приглянувшимся парням. Вечером парни, собиравшись
на вечеринки, похвалялись собранными козульками, по которым судили об умении
будущих хозяек... Подобное обрядовое печенье, как и сам обычай колядования,
связывает районы
русского Севера с более южными районами"
На Мезени же больше известен другой вид обрядового печенья-шаньги. "Это
круглые средней величины лепешки, которые положено было печь во время многих
обрядовых празднеств, в том числе и на Новый год... В доме, где собиралась
на новогоднюю
вечеринку молодежь, каждая девушка приносила с собой домашнее печенье, в
том числе и шаньги, по десять штук каждая... С первой выпеченной шаньгой
девушке нужно пробежать
по деревне; кто первый встретится - нужно спросить имя. Такое имя и у мужа
будетЛ [3,с.20].
Какое же значение наши предки придавали обычаю колядования? По-моему, кроме
того, что желали односельчанам достатка в новом году или судили о мастерстве
авторов козуль и шанег, люди с малолетства учили детей переживать все тягости
(в первую очередь
зимний голод) "всем миром". Именно о чистоте душевной детей думали
наши предки,
встречая Новолетье: не у всякого в доме был достаток, а справить Рождество
Господне готовились сообща; то, что "наколядовали" - делили поровну;
и пожелания были - от души.
Совсем недавно мы могли бы сказать, что Святки превратились в яркое и веселое
представление безо всякого смысла. Но это, конечно же, не так; хотя и встречаются
люди,
гонящие колядующих со своего крыльца, или сами "артисты" преследуют
определенную цель - собрать в свою корзину побольше сладостей. Но если же
кто "колядует" от души, то он и желает хозяевам доброго от всего
сердца и верит, что его древние заклинания хоть немного, но подействуют
в добрую сторону. То есть здесь можно говорить о сохранении нравственной
чистоты, сердечности, добропорядочности. Колядование - это не попрошайничество,
не сбор денег или сладостей. Это прекрасный святочный обычай славить Христа.
Сохраняется с помощью этого обряда и связь между поколениями: ведь без помощи
взрослых сложно и правильно подобрать соответствующие виноградья, и правильно
себя
вести, и сделать рождественскую звезду. Бабушки передают свою доброту и
умение внукам, когда вместе лепят, катают обрядовые козули. Анна Николаевна
Кашунина, большая
мастерица по этим козулькам, всегда приговаривала, когда их лепила:
"Сделаю первую уточку,
а вторую несушечку,
. третья восьмерочка,
а четвертая - подводная лодочка.
А вот лесная избушечка
Стоит избушка на курьих ножках,
при одном окошке.
я в этой избушке две зимы прокуковала,
сколько лиха испытала, ой-ей-ей"
Что ж, пусть
и на современный лад, но с душой, тоской, чувствами.
Рождественское славленье.
1) Празднование Рождества Христова.
2) 0сновные этапы Рождественских праздников на Русском Севере.