В северорусских районах на Святки было обязательным увеселением ряженье.
Чаще всего у нас изображали медведя (медвежий культ со времен неолита) - хозяина и звериного бога, надевая вывороченную шубу. А вот маску в те давние времена старались не
использовать, так как считалось, что "надеть маску - значит надеть личину черта". Для того чтобы сделать свое лицо неузнаваемым, его соответствующим образом гримировали, а в
Лешуконском районе закрывали лицо белым платком. Ряженые медведями ходили по домам
и танцевали "медвежью пляску": "Медвежья пляска не порато баска. Баска, не баска, а трясемся". Иногда рядились наоборот: мужики - бабами, а бабы - мужиками. Делали и лошадь, но это было позднее. А вот коза как персонаж ряженых, в отличие от южной России, у нас не встречалась. В деревнях Лешуконского района ряженых называли "шуликоны", причем это название применялось и для обозначения водяных демонов, пришедшее к нам из преданий о чуди - маленьких человечках, выходящих из-под земли через полгода после
цветения ржи, то есть как раз на Святки. "Для уничтожения нечистой силы совершался обряд "топтания чудей", заключавшийся в том, что мужчины на лошадях с гиканьем и шумом скакал и по деревне, топча копытами лошадей невидимых человечков"

Обязательным у нас было и шуточное сватовство и женитьба; причем делали это так, чтобы никто не знал, на ком "женится". От описанного древнего обряда, имеющего основу культа плодородия, богатства и предков, на сегодняшний день у нас осталось и хождение ряженых по домам как увеселительное времяпровождение среди своих знакомых, обычай ночью идти "пакостить" - заливать ворота и двери изб водой, заваливать хламом, рассыпать поленницы, лить воду втрубы, привязывать к кольцу входной двери веревку и стучать. В нашем селе чаще всего или рассыпают поленницы, или подцепляют к дверям и под окном выкинутые хозяевами новогодние елки. И если бы это было сделано в шутку молодым, а не пожилым людям, которым снова сложить поленницу - это далеко не в радость, то можно было бы сказать, что в сохранении обычая есть что-то положительное. Но иногда получается злая насмешка под личиной древнего обычая. А вот во время "кудесенья" проводить "дорожки" из золы от дома предполагаемого жениха до избы незамужней девушки или женщины, да еще тайно, под покровительством темноты - это и смех, и тайное желание в устройстве судьбы молодых или одиноких людей. Даже сегодня!
Но вот и канун 19 января - Крещение. Вся нечисть уходит из жилища и не войдет в
него никогда, потому что на всех дверях, окнах, косяках дверей поставлены кресты огарком свечи. Набрана святая вода из Иордани, освящена и унесена домой. Все умылись прямо на реке, а бывшие ряженые искупались в святой проруби
.
С Рождеством Христовым Вас! С Крещением!

 

Введение

Рождественские праздники
3аключение.

Мезенские обряды и обычаи. Рождественские праздники.


Моей прабабушке Авдеевой Анастасии Ивановне - посвящается.

Ряженые.

1) Празднование Рождества Христова.

2) 0сновные этапы Рождественских праздников на Русском Севере.

3) Рождественское славленье.

4) Рождественские гадания.

5) Ряженые.