В
северорусских районах на Святки было обязательным увеселением ряженье.
Чаще всего у нас изображали медведя (медвежий культ со времен неолита) -
хозяина и звериного бога, надевая вывороченную шубу. А вот маску в те давние
времена старались не
использовать, так как считалось, что "надеть маску - значит надеть
личину черта". Для того чтобы сделать свое лицо неузнаваемым, его соответствующим
образом гримировали, а в
Лешуконском районе закрывали лицо белым платком. Ряженые медведями ходили
по домам
и танцевали "медвежью пляску": "Медвежья пляска не порато
баска. Баска, не баска, а трясемся". Иногда рядились наоборот: мужики
- бабами, а бабы - мужиками. Делали и лошадь, но это было позднее. А вот
коза как персонаж ряженых, в отличие от южной России, у нас не встречалась.
В деревнях Лешуконского района ряженых называли "шуликоны", причем
это название применялось и для обозначения водяных демонов, пришедшее к
нам из преданий о чуди - маленьких человечках, выходящих из-под земли через
полгода после
цветения ржи, то есть как раз на Святки. "Для уничтожения нечистой
силы совершался обряд "топтания чудей", заключавшийся в том, что
мужчины на лошадях с гиканьем и шумом скакал и по деревне, топча копытами
лошадей невидимых человечков"
Обязательным
у нас было и шуточное сватовство и женитьба; причем делали это так, чтобы
никто не знал, на ком "женится". От описанного древнего обряда,
имеющего основу культа плодородия, богатства и предков, на сегодняшний день
у нас осталось и хождение ряженых по домам как увеселительное времяпровождение
среди своих знакомых, обычай ночью идти "пакостить" - заливать
ворота и двери изб водой, заваливать хламом, рассыпать поленницы, лить воду
втрубы, привязывать к кольцу входной двери веревку и стучать. В нашем селе
чаще всего или рассыпают поленницы, или подцепляют к дверям и под окном
выкинутые хозяевами новогодние елки. И если бы это было сделано в шутку
молодым, а не пожилым людям, которым снова сложить поленницу - это далеко
не в радость, то можно было бы сказать, что в сохранении обычая есть что-то
положительное. Но иногда получается злая насмешка под личиной древнего обычая.
А вот во время "кудесенья" проводить "дорожки" из золы
от дома предполагаемого жениха до избы незамужней девушки или женщины, да
еще тайно, под покровительством темноты - это и смех, и тайное желание в
устройстве судьбы молодых или одиноких людей. Даже сегодня!
Но вот и канун 19 января - Крещение. Вся нечисть уходит из жилища и не войдет
в
него никогда, потому что на всех дверях, окнах, косяках дверей поставлены
кресты огарком свечи. Набрана святая вода из Иордани, освящена и унесена
домой. Все умылись прямо на реке, а бывшие ряженые искупались в святой проруби.
С Рождеством Христовым Вас! С Крещением!
Ряженые.
1) Празднование Рождества Христова.
2) 0сновные этапы Рождественских праздников на Русском Севере.