Самыми яркими и радостными воспоминаниями моего детства были и останутся новогодние праздники, длящиеся почти весь январь. Мы с братом всегда находили подарки
под елкой от Деда Мороза и первого января, и седьмого, и тринадцатого; бегали с друзьями
с корзиной "славить", "колядовать"; пекли с мамой расписные пряники - козули; гадали с
девчонками; "кудесили" с папой; ходили на прорубь за "святой водой" с бабушкой. И
намного позднее я узнала, что все это пришло к нам из глубины веков - так поступали наши далекие предки, так было заведено очень давно, и имеет свой порядок и свой смысл.
Моя прабабушка, в честь которой я названа, была верующим человеком, и, практически не выпуская из рук своего неизменного вязания, объясняла нам значения узоров
на рукавицах и поясах, пересказывала Библию, учила христианским заповедям, напевала колядки и виноградья, рассказывала о многочисленных родственниках в Лешуконском и
Мезенском районах. Именно прабабушка познакомила меня с нашей знаменитой
лешуконской сказительницей Кашуниной Анной Николаевной, статью о которой я прочитала еще в 1 классе в журнале "Работница". А ведь Анна Николаевна - моя троюродная
прабабушка! Конечно же, интерес к древним обычаям, сохранившимся до наших дней, еще больше увеличился, тем более что мы о них говорили на уроках в школе. Начав работу по интересующей меня теме с различными литературными источниками, стало ясно, что к теме Рождественских праздников на Руси обращались многие авторы. В первую очередь, это Степан Григорьевич Писахов - русский писатель-сказочник, уроженец Архангельска, посвятивший свое творчество быту народов.
После 1965 года в нашем крае побывало очень много этнографических экспедиций.
Результатом их работы стали выводы не только в том, что здесь сохранились
многочисленные памятники палеолита,
"ранней бронзы", архитектуры средних веков, но и древний быт, духовная и материальная культура народа. Местными людьми до сих пор
частично или полностью соблюдаются многие обряды и традиции, о чем рассказано, например, в книге
"Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера".
Нередко можно встретить материал по данной теме в периодических изданиях. Это, например, журналы
"Работница", рассказавший об А.Н.Кашуниной; "Школа и производство", обратившийся к теме северной кухни; "Библиотечка", "В помощь клубному работнику"; "Народное творчество", "Кругозор", рассказывающие конкретно о сценарии празднования Рождества на Русском Севере, колядовании и гадании. И лишь немногие источники дают нам только описание или рекомендации по проведению праздников. Часто
авторы пытаются понять причину сохранения, возрождения и переплетения языческих и древнехристианских обрядов, их смысла, современного значения для нас, ныне живущих.
Ведь не зря наши лешуконские фольклорные объединения ставят на сцене целые спектакли (Гадания, Новогодняя вечерка), используя не только виноградья, напевы, причитания,
прибаутки Дранниковой Н.В., выпустившей их собрание в книге
"Фольклор Архангельского края", но и записанные со слов жителей района: А.Н.Кашуниной, К.Ф. Максимовой (д.Селище), Е.Н.Опариной и многих других.
"Истинная вера крепит человека, - так утверждает А.Никулин в книге "Душа неизъяснимая: Размышления о русском народе": Как бы мы ни относились к язычеству, какой бы анафеме ни подвергали детство наших пращуров, как бы ни глумились, невежественные, над родителем нашим, но природа для него была божеством. Ей одной, населенной зримыми, такими вещими, устрашающими и благодетельствующими ликами, молился он неустанно, ни спрашивая к милости, ни спрашивая блага у земли и неба, человек и сам учился благодарности, он умел благодарить, ответить участием. Но не сон ли то - верование седых преданий? Как извлечь нам уроки из долгой прожитой жизни?"
И мне хотелось бы в процессе работы по выбранной теме не только расширить свои знания об истории этого светлого праздника, но и понять причины сохранения его традиций
в нашем крае. Тем более что в изученных мною источниках сведения о проведении в нашем северном крае Рождественских праздников в большей части несколько отрывочны, не полны (скупы).
Цель работы: изучить историю возникновения, сценарий проведения Рождественских праздников в Мезенском крае; выделить причины сохранения их традиций в наше время.
Задачи работы:
1.Изучить источники по заявленной теме.
2.Выявить, насколько сохранены традиции Рождественских праздников в нашем крае.

3.Сравнить степень значения Рождественских праздников для нас и для наших предков.
Объект исследования: обряды и обычаи Мезенского края.
Предмет исследования: основные этапы Рождественских праздников сегодня и в прошлом.
Методы исследования: изучение литературных источников, архива краеведческого музея, творчества местных фольклорных объединений, беседа, интервьюирование, анализ и
синтез полученных данных.
Гипотеза исследования: культура Русского Севера сохранялась долгими веками с
помощью традиций и обрядов, в том числе и Рождественских праздников. Изучение народных обычаев сейчас не просто модно, а позволяет человеку познать доисторический,
"магический" способ мышления его далекого предка. Выполненное исследование по теме "Рождественские праздники" можно охарактеризовать как теоретическое и предложить:

1) преподавателям истории, технологии, руководителям кружков по краеведению в качестве методического пособия,
2) работникам местного краеведческого музея как помощь в подготовке бесед и экскурсий,
3) Лешуконской районной газете
"Звезда" для публикации и ознакомления широкого круга читателей с местными традициями.

Введение

Рождественские праздники
3аключение.

Мезенские обряды и обычаи. Рождественские праздники.


 

Моей прабабушке Авдеевой Анастасии Ивановне - посвящается.