Многие
древние народные обряды тесно переплелись с религиозными праздниками,
которые появились на Руси в конце Х века в связи с принятием христианства
Народный календарь отмечает четыре больших праздника, связанных с солнцем.
Первым
отмечалось зимнее солнцестояние - поворот солнца к лету. Это время в народе
получило
название Святки и приходится на период от Рождества до Крещения. В такие
дни
происходят гулянья, игры, гадания, поются святочные песни, готовится обильное
угощение. Соблюдаются обычаи, возвращаются и совершаются обряды во многом
похоже, как это
делали наши деды и прадеды, то есть уходят корни обряда в историю, в глубь
веков, и образуют духовную связь с нашими предками. Сохранялась долгими
веками культура
Русского Севера с помощью традиций и обрядов, которые стали важнейшим элементом
народной жизни.
Заканчивая работу над данной темой, я могу теперь утверждать, что обряды
новогодних праздников отличались не только как Севера, Юга или Центра России,
но
также и в Мезенском крае: низовья реки Мезень и верховья Мезени с притоком
река Вашка
(нынешний Лешуконский район). Так первые находились на заре христианства
под влиянием
Новгорода, а вторые - народа коми, которые позднее приняли христианство
и, следовательно,
дольше, чем русские, сохраняли в своем быту языческие представления. Яркий
пример этому - преобладание величальных песен у мезенцев, а у лешуконцев
- текстов более древних
колядок - заклинаний.
Наиболее распространенные элементы новогодних Святок в нашем районе - это
празднование христианских Рождества и Крещения, колядование, "ряженье",
"кудесенье",
выпечка обрядового печенья - К03УЛЬ, гадание. Для многих сегодня - это дань
традиции и веселое времяпровождение, а также сохранение духовной связи между
поколениями. Но, тем
не менее, люди сохраняют веру в какие-то чудеса или высшие силы, силы природы.
Таким образом, моя гипотеза: культура Севера, сохранившаяся с помощью обрядов
и
традиций в том числе, позволяет человеку познать доисторический "магический"
способ
мышления его далекого предка - подтверждается не только с помощью изученных
литературных источников, архивных материалов краеведческого музея,
знакомства с репертуаром фольклорных коллективов района, но и людьми, далекими
с первого взгляда, от истории.
Заключение.