Наиболее торжественным, ярким и, пожалуй, самым древним
из всех годовых праздников были зимние Святки. Несмотря на то, что празднование
Нового года 1 января введено лишь в 1700 году, зимнее солнцестояние издавна
считал ось началом отсчета нового солнечного года. Христианская церковь
приурочила к языческим святкам три больших праздника: Рождество (25 декабря),
Василия Великого (1 января) и Крещение (6 января); церковь же ввела в народный
обиход и некоторые свои ритуалы.
"Все
ниже, ниже свет небесный,
Вот Вифлеем - холмов гряда...
И над скалой пещеры тесной
Остановилася звезда.
Лучи небесные погасли;
Янтарный отблеск фонаря
Чуть озаряет ложе - ясли
Новорожденного царя".
Это
- Рождество Христово, праздник, возрожденный в России несколько лет назад.
Дни Рождества Христова у каждого народа имеют свое название: в Украине и
в Белоруссии-Коляды, В Германии - Святые вечера, в России - Святки. Среди
народных торжеств нет праздника более яркого и колоритного, где бы так причудливо
переплетались традиции народные и христианские, то есть в церковных обрядах
очень сильно прослеживаются дохристианские представления и верования.
Вместе со всем христианским миром встречают лешуконцы Рождество Христово.
В
великий праздник собираются члены православной общины на торжественную Литургию.
Торжественно звучат клирос, колокольный благовест, проповедь отца Владимира.
Приобщаются к Святым Дарам и малыши, и взрослые прихожане.
А дома уже накрыт рождественский праздничный стол, подано ровно 12 блюд:
сочиво, кутья, блины, студень, рыба, окорок, буженина, бараний бок с кашей,
домашняя колбаса, жареный поросенок, пироги, пряники. Не сравнить с постным
столом крещенского Сочельника накануне Рождества.
В основе новогодних обычаев русских была так называемая "магия первого
дня": крестьяне верили в то, что все происходящее в первый день нового
года распространяется на
последующие дни, месяцы, год в целом. Эта вера выражена в обрядах колядования
и в песнях, его сопровождающих.
С "магией первого дня" связаны и святочные гадания, при помощи
которых люди
пытались узнать свою судьбу в наступающем году.
Ряженье было одним из любимых развлечений молодежи, и было оно наделено
культами плодородия и предков.
В течение двух недель все сельчане собирались на вечеринки - "игрища",
на которых пелись хороводные, плясовые песни, разыгрывались сценки, приходили
ряженые.
"Крещенье означало конец святочных, новогодних увеселений. В этот день,
как и везде у православных, бывал крестный ход к Иордани.
Иордань-прорубь в виде креста, вырубленная накануне Крещения так, чтобы
в ней было дно, то есть лед прорубали не до самой воды, а оставался тонкий
слой. Во время молебна дно Иордани прорубалось, воду набирали в сосуды,
святили ее и несли в дом. Прямо на реке умывались этой водой. Те, кто в
святки "переряживался", раздевались донага и купались в Иордани,
чтобы "смыть с себя личину беса". В Крещенье водили к воде лошадей
и поили их святой водой. Иногда в прорубь втыкали кнут, чтобы "лошади
шли ко двору". В некоторых местностях...на Крещенье в прошлом веке
устраивались смотрины. Наряженные девушки выстраивались около Иордани на
берегу, а парни высматривали себе невест"
Празднование Рождества Христова.
1) Празднование Рождества Христова.
2) 0сновные этапы Рождественских праздников на Русском Севере.