Главная


История освоения


Животные


Растения


Полезные ископаемые


Экологические проблемы


Коренные народы


Арктика в поэзии


Об авторе

Краткая история освоения

Арктический пейзаж

Первые представители человечества проникли на побережье Северного ледовитого океана около 30 000 лет назад. Об этом свидетельствуют стоянки древних людей в долине р. Усы "Мамонтовая курья" (Республика Коми) и в устье р. Яна "Берелех" (Республика Саха (Якутия)). Проникновение и освоение древними людьми высоких широт существенно повысили адаптивные возможности людей.

В 1733-1742 гг. в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая Северная экспедиция. По существу, она объединила несколько экспедиций, в том числе вторую Камчатскую экспедицию под руководством Витуса Беринга, выполнивших огромный комплекс исследований северной территории Сибири от устья Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Более грандиозного географического предприятия до этой экспедиции не было.

Федор Литке

Вошел в историю как крупный исследователь Арктики Федор Литке. В 1821-1824 гг. Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря. Описал эту экспедицию в книге "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан в 1821-1824 гг.".

В 1826 г. Литке на шлюпе "Сенявин" отправился в кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По результатам это одна из наиболее успешных экспедиций первой половины XIX столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу; описаны до того неизвестные острова Карагинские, остров Матвея и берег Чукотской Земли; определены острова Прибылова; исследованы и описаны архипелаг Каролинский, острова Бонин-Сима и многие другие.

Впервые документально подтвержденная попытка проникнуть в пространство над Северным полюсом принадлежит шведу Соломону Андре и его двум спутникам, которые в июле 1897 года отправились на воздушном шаре с острова Датский архипелага Шпицберген в сторону Северного полюса.

Известно, что экспедиция преодолела 475 километров села на льды, после чего была вынуждена отправиться обратно. Им удалось добраться до острова Белый, где они и погибли.

Советские исследователи Арктики

В СССР попытки достичь Северного полюса предпринимались еще в середине 30-х годов прошлого века. 22 марта 1937 с московского аэродрома пять самолетов с членами экспедиции и оборудованием для первой полярной станции взяли курс на Северный полюс.

И только 21 мая в 11 часов 35 минут флагманский самолет под управлением командира летного отряда Героя Советского Союза Михаила Водопьянова опустился на лед, перелетев 20 км за Северный полюс.

В марте 2003 правительство РФ приняло решение возобновить программу полярных исследований с дрейфующих станций «Северный полюс», и 25 апреля 2003 года была открыта первая российская дрейфующая станция - «Северный полюс-32». В настоящее время работает станция «Северный полюс-37».

Но все же шансов расположиться хотя бы на время непосредственно на Северном полюсе у полярной станции практически нет. На то она и дрейфующая, что ее местоположение целиком зависит от океанских течений.

Поэтому разными странами предпринимались попытки добраться туда надводным путем или под водой.

В последнее время экспедиции к Северному полюсу стали, в общем-то, обыденным явлением и развлечением для богатых туристов, которые даже экстремальные путешествия привыкли совершать с комфортом. В этом им помогает базирующийся в Мурманске, российский атомный флот, который, совершает туры на Северный полюс с начала 1990-х.

Мы ведь единственная страна в мире, располагающая гражданскими атомными кораблями.

Наверх