Знаменитые люди Севера

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

ФОКИНА Ольга Александровна

Родилась 02. 09. 1937, в д. Артемовская Верхне-Тоемского р-на Архангельской области.

Поэтесса, лауреат Государственной премии России (1976), Всероссийской литературной премии «Звезда полей» им. Николая Рубцова (2001) и др.

Отец и мать О. Фокиной — потомственные крестьяне. Во время войны будущая поэтесса лишилась отца. После окончания семилетки поступила в I Архангельское медучилище, которое закончила с отличием. Некоторое время работала фельдшером в родном районе, а в 1957 г. поступила в Литературный институт им. М. Горького, в поэтический семинар Николая Сидоренко (позднее в этом семинаре стал учиться Николай Рубцов). Там она познакомилась не только с Рубцовым, но и с В. Беловым, С. Викуловым, А. Романовым. В 1963 г. в Москве в издательстве «Молодая гвардия» вышла её книга «Сыр-бор», через три месяца — в июне 1963 г. — Фокина получила билет члена Союза писателей, а с осени этого же года стала жить и работать в Вологде.

Уже в предисловии к первому сборнику Фокиной выдающийся мастер слова Борис Шергин выделил изначальное свойство её лирики — «любовь к матери земле». В поэзии Фокиной много обращений к родной земле, солнцу, олицетворений, сказочных мотивов; нередко используются традиционные фольклорные сравнения, диалектизмы. Любимые жанры Фокиной — песня и частушка (на стихи поэтессы написано около сотни песен). Песенный строй её многих стихотворений («Провожанье», «Есть у меня два полюса...», «Песни у людей разные...», «Мой хрустальный апрель!», «Ах рыбаки, проспали зорю...», «С каждым человеком уходящим...» и др.) очевиден. В стихотворении «Тонькина рябина» Фокина сознательно подчеркивает эту связь:

Частушечный ритм («Первый снег», «Майское», «Пишут девочки в газету...») тоже характерен для О. Фокиной. Однако её стихотворения, в отличие от частушек, ограниченных строго определенными формами поэтического параллелизма, более широки и свободны в самораскрытии лирического чувства, язык их индивидуализирован.

Вторым, после фольклорного, но не менее плодотворным направлением в творчестве Фокиной стало обращение к некрасовской традиции, прежде всего в изображении жизни русской крестьянки, её тяжелой женской доли. За исключением своего первого сборника, во многом ученического, Фокина в своих книгах середины 1960—1970-х гг. («Реченька» — 1965, «Алёнушка» —1967, «Стихи» — 1969, «Островок» — 1969, «Самый светлый день» — 1971, «Избранная лирика» — 1971, «Камешник» — 1973, «Маков день» — 1974) старательно следовала этим двум традициям.

Начиная со второй половины 1970-х гг. в творчестве О. Фокиной появились новые черты. В сборниках «От имени серпа» (1976), «Полудница» (1978), «Маков день» (1978), «Буду стеблем» (1979), «Речка Содонга» (1980) и других Фокина стремилась выйти из привычного круга своей поэзии, стихи стали приобретать мировоззренческую, философскую наполненность. Природную образность и песенную плавность речи дополнила рефлексия, в лирике Фокиной появился образ дороги как символа жизни и судьбы.

Поэмы Фокиной («Полудница», «Хозяйка», «Малина твоя») во второй половине 1970-х гг. стали приобретать эпические черты, от воспоминаний военного детства поэтесса шла к осмыслению истории. Изменился язык поэм, песенность отошла на второй план, в них стала преобладать разговорная речь.

В 1980-х гг. вышли новые сборники О. Фокиной: «Памятка» (1983), «Три огонька» (1983), «Колесница» (1983), «Избранное» (1985), «За той за Тоймой...» (1987), «Матица» (1987). В стихи Фокиной влилась сильная публицистическая струя. Поэтесса призывала воскресить «сеятеля — сына Руси», протестовала против проекта поворота северных рек («У Двины хотят отрезать голубой её приток»), саркастически замечала, что мы «все пихаемся "во дворянство", Мало жаждущих во крестьянство...». Фокина не могла молчать, она «кричала от боли»: «Лелеяное веками, Какое огромное поле Теперь заросло сорняками!». Где же выход? Поэтесса давно сделала для себя вывод: истина жизни — в труде («Имеющему голос спеть...»).

Вторая половина 1980-х—1990-е гг. оказались для поэтессы самыми сложными и в жизненном, и в творческом отношениях. Перестали выходить сборники. Пауза продлилась десять лет — с 1987 по 1997 г. (сборник «Попахни, черемушка»), в журнальных публикациях палитра чувств порой ограничивалась только двумя эмоциональными красками: возмущением и растерянностью.

В небольшом предисловии к сборнику «Разнобережье» (1998) О. Фокина отмечает: «Эти стихи, подавляющее большинство которых написаны мною за последние десять "окаянных" лет, — попытка засвидетельствовать мгновение времени с верой в безоговорочно мудрое и утешительное: "Пройдёт и это..."».

В стихотворениях и поэмах Фокиной видны темы и мотивы, общие для так называемого «почвенного» направления русской поэзии: темы земли и судьбы России, мотив «умирания» деревни, периодическое возвращение в нее, мотив сиротства. Важное место в её творчестве занимает образ матери. Обращение к русскому фольклору, ориентация на народное мировоззрение, в основе своей крестьянское, — тоже признак «почвенничества».

Как, впрочем, и общий полемический подтекст её лирики, перешедший в 1980—1990-х гг. XX в. в открытую публицистичность.

Литература:

1. Ольга Александровна Фокина. Библиографический указатель. — Вологда, 1987;

2. Бараков В. Чувство земли: «почвенное» направление в русской поэзии и его развитие в 60-е — 80 -е годы XX века. — М.; Вологда, 1997. -С. 60—67;

3. Бараков В. «Скромный, но истинный талант...» (поэзия Ольги Фокиной) // Вологда: Краеведческий альманах. — Вып. 4. — Вологда, 2003.

4. О присуждении Государственных премий РСФСР 1976 года в области литературы и искусства: Постановление Совета Министров РСФСР // Правда Севера. 1976.26 дек Беломорье. — М., 1984. С. 460—472.

5. Михайлов АА Моя Гиперборея: Статьи о литературе. — Архангельск, 1999. С. 196—212.

6. Пономарев Б.С. Литературный Архангельск — Архангельск, 1989. С. 246—248.

7. Тунгусов АА Мой Верхнетоемский район: Записки краеведа. — Архангельск, 2001. С. 173.

8. Дмитревский А Поэтесса Ольга Фокина // Ориентир. 1996. № 7. С. 135—139.

Фокина
[A +] [a -] [Сброс]