Ворота в Арктику

«Северный океан – есть пространное поле, где
усугубиться может Российская слава, соединенная с
беспримерною пользою, через изобретение восточно-северного
мореплавания», -
писал наш знаменитый земляк М. В. Ломоносов.

Главная страница

Вовчужский почин

Соломбала

Седов и Русанов

Улицы

О себе

Важнейшим этапом в истории освоения морского пути явилась Великая Северная экспедиция 1733 – 1743 гг..
Архангельск был тесно связан с подготовкой и проведением этой экспедиции. Отсюда на двух кочах «Экспедицион» и «Обь» вышел отряд экспедиции под командованием лейтенантов С. Муравьева и М. Павлова. Второй отряд во главе с лейтенантом С. Малыгиным, обследуя участок от Югорского Шара до Оби, плавал на ботах «Первый» и «Второй».
Архангельск с полным основанием можно назвать городом полярных экспедиций. Отсюда уходили в плавание суда арктических экспедиций Чичагова, Розмыслова, Литке, Пахтусова, Русанова, Седова и многих других полярных исследователей.
16 марта 191 года В. И. Ленин подписал постановление Совета Народных Комиссаров об организации плавучего морского научного института. База его также располагалась в Архангельске.
Экспедиция начала работу на ледокольном пароходе «Малыгин», а в 1922 году в Архангельске появилось морское экспедиционное судно «Персей».
За 18 лет работы «Персей» совершил 95 экспедиций, его коллектив собрал и обобщил огромный научный материал.
Архангелогородцам памятны арктические походы «Малыгина» в 1928 году, «Седова» в 1929 и 1930 годах, высокоширотные экспедиции на ледоколе «Садко» и др. 28 июля 1932 года горожане провожали в плавание ледокольный пароход «Сибиряков», которым командовал капитан В. И. Воронин. А 1 октября судно достигло Берингова пролива. Весь путь был пройден за одну навигацию в 65 дней! Это выдающееся событие явилось началом систематического сквозного плавания по Северному морскому пути.
В 1935 году сквозные рейсы совершили несколько транспортных судов, а в 1939 году был проделан двойной сквозной рейс. Таким образом, была окончательно доказана возможность эксплуатация Северного морского пути на всем его протяжении.
Большой вклад в дело изучения и освоения Арктики наряду с Арктическим и Антарктическим институтом вносит коллектив Архангельской гидрографической базы. Проводку судов по ледовым трассам осуществляют мощные ледоколы, в том числе северный богатырь – атомоход «Ленин». Всеми операциями по проводке судов в западном секторе Арктики руководит штаб ледовых операций.
С освоением Арктики неразрывно связаны имена известных архангельских капитанов В. И. Воронина, Б. И. Ушакова, Ф. А. Рынцына, А. И. Дубинина, А. Ф. Пинежанинова, братьев П. А. и И. А. Пономаревых, И. М. Замятина, М. С. Хабарова и многих наших земляков
.

Впервые в центральную Арктику

Боты вышли из Архангельска в начале июля и в начале августа встретились с кочем "Экспедицион".

25 мая 1764 года Екатерина II подписала указ об организации экспедиции по проекту Ломоносова. Документ носил секретный характер, экспедиции придавалось государственное значение. Главным командиром экспедиции был назначен капитан I ранга В. Я. Чичагов, а его помощниками - Н. Панов и В. Бабаев. Центром организации и снаряжения экспедиции был определен Архангельск. Особую роль в этом предприятии играла Архангельская контора над портом, возглавляемая полярным исследователем, участником первой Камчатской экспедиции Петром Чаплиным.

Для Чичагова на верфях Архангельска строились три судна, пригодные по тем временам для плавания в сложных арктических условиях. Архангельские корабелы отнеслись к постройке с высоким чувством ответственности и завершили работу раньше срока. Корабли были спущены на воду в августе 1764 года и названы именами их командиров "Чичагов", "Панов", "Бабаев".

К концу лета 1764 года корабли покинули Архангельский порт с тем, чтобы, перезимовав в Коле, ранней весной 1765 года отправиться в далекий арктический поход... Корабли экспедиции Чичагова вернулись в Архангельск 31 августа 1765 года. Адмиралтейств-коллегия выразила недовольство результатами похода и приказала повторить плавание в следующем году. Для Архангельска наступила пора срочной подготовки судов для нового арктического похода. В конце октября суда Чичагова вновь вышли из Архангельска и 19 ноября 1765 года прибыли в Колу на вторую зимовку. Второе плавание Чичагова из Колы началось 30 мая 1766 года. Условия похода были тяжелыми. Дул холодный ветер, такелаж на кораблях обледенел. Чичагов решил возвращаться. В течение 10 дней суда медленно продвигались на юг. 11 августа на подходе к Клокбаю они встретились с судном Немтинова, доставившим смену полярникам Рындина. Суда Чичагова и "Лапоминка" Немтинова вместе прибыли на базу Клокбай, моряки привели в порядок постройки и, оставив до 30 кубомет- ров дров, вышли в Архангельск. Флотилия Чичагова 21 сентября отдала якоря на рейде поморской столицы.

В 50-е гг. XX века была определена полная научная значимость деятельности экспедиции Чичагова.

Штурман "Порутческого ранга"

В 1768 году была организована первая научно-исследовательская экспедиция на Новую Землю. История её организации такова.

В 1767 году кормщик селения Шуя Кемского уезда Яков Чиракин рассказывал, что год тому назад он был послан архангельским купцом Антоном Барминым на промысел зверя на Новую Землю. Во время промысла им был обнаружен пролив, известный сегодня как Маточкин Шар, по которому он летом в 1766 году на карбасе прошел до Карского моря и обратно. О существовании этого пролива кроме новоземельских промышленнико знали немногие. Яков Чиракин не был новичком в полярных плаваниях. На судне Антона Бармина он ходил на Новую Землю в течение девяти лет. Его сообщение заинтересовало архангельского губернатора Егора Головцына, который считал необходимы исследовать этот пролив, как возможный путь к устью реки Оби.
В тоже время купец Бармин развернул подготовку судна и людей к походу на Новую Землю для промысла зверя и поисков месторождения серебряных руд. А в 1768 году было решено организовать научно-исследовательскую экспедицию на Новую Землю.Для этого Архангельская контора над портом выделила штурмана "порутческого ранга" Федора Розмыслова, подштурмана Губина и двух матросов. Купец Бармин направил в плавание шкипера Якова Чиракина и девять поморов промышленников. К началу июня 1768 года сборы экспедиции были окончены, продовольствие и снаряжение были доставлены на судно. Начальником экспедиции назначили Федора Розмыслова, а его помощниками - подштурмана Губина и шкипера Чиракина.

Экспедиция покинула Архангельск 21 июля 1768 года. К западному входу в Маточкин Шар экспедиция прибыла только 25 августа. Выполняя опись и промеры пролива, она медленно продвигалась вперед в течение двух недель. 10 сентября Розмыслов достиг восточного устья проливаю Карское море оказалось свободным ото льда насколько хватал взгляд, но моряк не решился выйти в него из-за неисправности судна. К тому же опись пролива не была закончена, и Розмыслов реши стать на зимовку у восточного входа в пролив. Одна изба была поставлена в Тюленьей (Белужьей) губе, в ней и поселился начальник экспедиции с частью команды, другую избу построили на мысе Дровяном, в ней поселились семь человек команды во главе с Чиракиным и Губиным... Весной Розмыслов возобновил работы по описи и промерам пролива и закончил их в июле 1769 года.Намереваясь все же выйти в Карское море, моряки стали ремонтировать коч подручными средствами и 13 августа вышли в море. В 60 верстах от Маточкина Шара они встретили льды. Здесь коч получил повреждения. К счастью, Розмыслов встретил лодью кемского промышленника Антона Еремина, который держал путь в Архангельск. Еремин предложил ему оставить полуразвалившийся коч и перейти с командой на его лодью. Предложение было принято. Лодья Еремина вскоре покинула Новую Землю и 19 сентября 1769 года прибыла в Архангельск.