Вавчужский почин

В 15 километрах от Холмогор против Кур-острова – родины М. В. Ломоносова, на правом берегу Северной Двины, расположена Вавчуга – колыбель отечественного торгового судостроения. Здесь в начале XVIII столетия возникла первая в России купеческая верфь.

Русское правительство, учитывая возросшую роль купечества в экономической и общественной жизни государства, стало ограничивать права иноземцев. Однако вести собственную активную внешнюю торговлю Россия в тот период не могла из-за отсутствия торгового флота. Создание его становилось экономической необходимостью. Это понимали наиболее дальновидные деятели России и передовые представители русского купечества. К ним следует отнести Бажениных.

Главная страница

Ворота в Арктику

Соломбала

Седов и Русанов

Улицы

О себе

Баженины – холмогорские купцы гостиной сотни, владевшие 70 полевыми и сенокосными участками и т.д. Старший Баженин, Осип Андреевич, был человеком крутого нрава. Его сотоварищем в торговых и промысловых предприятиях был младший брать – Фёдор Андреевич. Позднее Петр I пожаловал Ф. А. Баженина в экипажмейстеры, а с открытием в Архангельске городского магистрата он был избран президентом.
В 1680 году Баженины построили в родовой своей деревне Вавчуге с «немецкого образца… без заморских мастеров, собою… из своих покупных подрядных лесов» водяную лесопильную мельницу – первое лесопильное предприятие в России. Вавчужская пильная мельница привлекла внимание Петра I. Возвращаясь в 1693 году из Архангельска в Москву, царь заехал к Бажениным и осмотрел «заморскую диковинку».

12 февраля 1696 года Баженины обратились к Петру I с просьбой разрешить им строительство торговых судов.


«Пожалуй нас, сирот твоих, - писали они, - вели
государь, в той нашей вотчиннишке в
Вавчужской деревне у водяной пильной мельнице
строить корабли, против заморского образца, для
отпуску с той нашей пильной мельницы
тёртых досок в иные земли и для отвозу хлебных
запасов и вина в Кольский острог для посылки на
море китовых и моржовых и иных зверей промыслов»


Обращаясь к царю, Баженины учитывали выгодность географического местоположения своей родовой деревни, расположенной при впадении в Северную Двину глубоководной речки Вавчуги. От Вавчуги до Белого моря русло Двины было настолько глубоко, что даже в летнее мелководье по нему могли свободно проходить большие «европейского образца» суда.
За пильной мельницей лежит Вавчужское озеро, на котором пять островов. На них можно было разместить подсобные корабельные предприятия, что выгодно было в противопожарном отношении.

В 1700 году разрешение царя было получено. Менее чем за два года Баженины основали корабельную верфь и заложили два коммерческих судна, выстроили парусный завод, несколько кузниц. Корабельная верфь занимала территорию около шести десятин.
Весной 1702 года Баженины спустили свои первые «европейского образца» корабли. На торжественной церемонии спуска присутствовал Петр I. В Вавчуге Петр провел несколько дней, а покидая её, подарил Осипу Андреевичу Баженину медальон из кизила со своим барельефным портретом.
Строительство торговых кораблей на Вавчужской верфи продолжалось до 1783 года. После смерти Осипа (1723), а затем Фёдора (1726) верфь перешла к сыновьям последнего – Никифору и Денису. Н. Ф. Баженин продолжил строительство судов. По его чертежам были построены и спущены два трехмачтовых гукора «Святой Никифор» и «Надежда». У него было два сына Иван и Кирилл, унаследовавшие Вавчужскую корабельную верфь.
Иван Никифорович и Иван Кириллович (сын Кирилла Никифоровича) в 1785 году за двадцать тысяч рублей продали корабельную верфь. Новые владельцы, не добившись у правительства разрешения на вырубку лесов, закрыли её.
За время существования Вавчужской верфи Баженины спустили до 120 торговых и промысловых судов водоизмещением от 15 до 400 ластов. В основном это были флейты, галиоты, пинки, лихтеры и трёхмачтовые гукоры.
Вавчужская корабельная верфь – первая в России верфь капиталистического типа. На ней работали наёмные рабочие, главным образом крестьяне близлежащих волостей.