Архангельск - колыбель русского флота

Вавчужский почин

Ворота в Арктику

Соломбала

Седов и Русанов

Улицы

О себе

 

Архангельск – первый морской порт России, колыбель отечественного судостроения, до начала XX века – единственные ворота в Арктику.

История.

История города Архангельска конца XVII – начала XVIII века неразрывно связана с именем Петра Великого и правительственными планами преобразования России.
Петр I трижды бывал в городе на Северной Двине. Он понимал, что Россия не станет могучей и богатой державой до тех пор, пока не пробьётся к жизненно важному для неё Балтийскому морю. Но для овладения водным пространством и для выхода на мировой рынок нужен был морской флот – военный и торговый
.

В июле 1693 года Петр впервые приехал в Архангельск для организации строительства флота на Белом море и знакомства с коммерческой практикой торговых людей. В заречном районе города, как называли Соломбалу, Петр основал судостроительную верфь и собственноручно заложил на ней морской торговый корабль. Появилось первое в нашей стране государственное адмиралтейство.
Архангельск с его морским колоритом и северной романтикой произвел на российского самодержца неизгладимое впечатление, и он твердо решил, невзирая на недовольство матери, в следующем году повторить путешествие на Север.
18 мая 1694 года Петр вторично прибыл в Архангельск. Через два дня, 20 мая, со стапелей Соломбальской верфи был торжественно спущен на воду первенец коммерческого флота – корабль «Святой Павел», годный «к морскому ходу» и оснащенный 24 пушками (на торговых судах для безопасности устанавливались орудия). Этот день занимает почетное место в летописях отечественного кораблестроения. Он стал днём рождения нашего парусного флота, а Архангельск – колыбелью русского океанского судостроения.
В 1694 году корабль «Святой Павел» отправился за границу с казенными товарами, состоявшими из хлеба, смолы, поташа, икры, клея.…Сбылась заветная мечта Петра! В Архангельске «положено было начало русской отпускной торговле на своих судах».
Вывоз важнейших экспортных товаров через беломорский порт составлял в ту пору государственную монополию. Царские торги продолжались в течение четверти столетия – до 1719 года. В них участвовало 13 кораблей.
Следовательно, торговое судостроение в Архангельске опередило на два года военное судостроение, начавшееся, как известно, на донских берегах, в Воронеже, в 1696 году. А в 1700 году при поддержке царя энергичные и расторопные братья Осип и Федор Баженины построили корабельную верфь в селе Вавчуга, в 80 верстах от Архангельска. Вавчужская верфь братьев Бажениных явилась первым в России частновладельческим корабельным заводом.
30 мая 1702 года Петр прибыл в Архангельск третий и последний раз. К этому времени на Севере уже было построено восемь торговых кораблей, из них шесть в Соломбале и в Вавчуге. Это были трехпалубные и трехмачтовые суда большой грузоподъемности, обладавшие великолепными мореходными качествами

 

 

 

16 мая в дельте реки был заложен Петербург. В 1708 году Соломбальская верфь приступила к строительству военных к ораблей не столько для морей Северного Ледовитого океана, сколько для пополнения состава Балтийского флота.
В начале XVIII века экономическое и политическое положение продолжало возрастать. Губернская реформа 1708 года подняла административное значение Архангельска в Русском государстве. В числе восьми городов он стал губернским городом. На политической карте России появилась Архангелогородская губерния.
До поры до времени Петр стимулировал внешнюю торговлю через Архангельский порт. Внешнеторговый оборот порта составил без малого три миллиона рублей.
Во втором десятилетии XVIII века торговая политика правительства резко меняется. Петр решил перенести всю внешнюю торговлю с Белого моря на Балтийское и сделать невскую столицу главным коммерческим и военным портом России. С 1713 года правительство стало урезать торговые права Архангельска.
Беломорской торговле был нанесен последний удар, после которого направление грузопотоков на внешний рынок окончательно переместилось с устья Северной Двины на Неву. Об этом говорят такие данные: если в 1720 году в Петербург пришло 75 кораблей, а в Архангельск – 122, то в 1722 году Архангельск принял и обработал 60 судов, а Петербург – 160. В последующие годы разрыв еще более увеличился.
В 1715 году закончилась отправка военных кораблей из Архангельска на Балтийское море, и строительство их на Соломбальской верфи было временно приостановлено. Но постройка казенных торговых кораблей на Севере продолжалась, хотя и замедленными темпами.
В 1734 году в Архангельске вновь открылся военный порт. Соломбальская верфь стала быстро превращаться в крупное судостроительное предприятие всероссийского значения. В ней закрепилось наименование Архангельское адмиралтейство.
С началом работы Архангельского порта активизировалось и стало быстро развиваться торговое частновладельческое судостроение. Выйдя из-под опалы, Архангельский порт вновь ожил…
31 июля 1762 года тем самым указом, которым Архангельску возвращались права, отнятые у него Петром, смоляной торг поступал в вольную продажу
.