Интересное


Род в литературе


ДРАМА — один из четырех родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.

ЛИРИКА — один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.

ЛИРОЭПИКА — один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя.

ЭПОС — один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.


Вид (жанр) в литературе


ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.

ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.

ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.

ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.

ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.

СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х кат-ренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повество-вательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.

ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.

КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.

ВОДЕВИЛЬ – жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.

ФАРС – жанровая разновидность комедии, это театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.


Основные понятия в литературе


АБЗАЦ — отрывок текста от одной красной строки до другой.

АВТОБИОГРАФИЯ — произведение, в котором писатель описывает свою жизнь.

АВТОГРАФ — собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора.

АВТОРСКАЯ РЕЧЬ — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа.

АКМЕИЗМ — литературное течение в русской поэзии нач. XX в.

АКРОСТИХ — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу.

АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи.

АЛЬМАНАХ — сборник литературных произведений различного содержания.

АМФИБРАХИЙ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на второй слог.

АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ — вид античной лирической поэзии: стихотворения, в которых воспевалась веселая, беззаботная жизнь.

АНАПЕСТ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге.

АННОТАЦИЯ — краткое пояснение к содержанию книги.

АНОНИМ — 1) произведение без обозначения имени автора; 2) автор произведения, скрывший свое имя.

АНТИТЕЗА — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.

АНТОЛОГИЯ — сборник избранных произведений разных авторов.

АПОСТРОФА — оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному и к отсутствующему лицу как к присутствующему.

АРХИТЕКТОНИКА — построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов.

АФОРИЗМ — мысль, изложенная кратко и точно.

БАЛЛАДА — лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера.

БАСНЯ — небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием.

БЕЛЛЕТРИСТИКА — художественные прозаические произведения.

БЕЛЫЕ СТИХИ — стихи, не имеющие рифмы.

БЛАГОЗВУЧИЕ (эвфония) — качество речи, заключающееся в красоте и естественности ее звучания.

БУРИМЕ — стихотворение, составленное по заранее заданным, часто необычным рифмам.

БУРЛЕСК — шуточное повествовательное стихотворение, в котором возвышенная тема излагается иронически, пародийно.

БЫЛИНА — русская народная повествовательная песня-поэма о богатырях и героях.

ВДОХНОВЕНИЕ — состояние озарения, творческого подъема.

ВЕРСИФИКАЦИЯ — система определенных правил и приемов построения стихотворной речи, стихосложения.

ВИРШИ — стихи на религиозные и светские темы с обязательной рифмой в конце строки.

ВКУС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение.

ВОЛЬНЫЙ СТИХ — силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках.

ВОСПОМИНАНИЯ, или МЕМУАРЫ — произведения повествовательной литературы о прошлых событиях, написанные их участниками.

ВУЛЬГАРИЗМ — грубое слово, неправильный оборот, не принятый в литературной речи.

ВЫМЫСЕЛ — плод воображения, фантазии писателя.

ГЕКЗАМЕТР — стихотворный размер в античном стихосложении, в русском — шестистопный дактиль в сочетании с хореем.

ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ — лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.

ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - основное или одно из основных действующих лиц, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям.

ГИПЕРБОЛА — стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления.

ГРОТЕСК — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде.

ДАКТИЛЬ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, содержащий ударный и два безударных слога.

ДЕКАДЕНТСТВО — одно из проявлений модернизма, для которого характерны проповедь бессодержательного искусства, мистика, крайний индивидуализм.

ДЕТЕКТИВ — произведение приключенческой литературы.

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — произведения разных жанров, предназначенные для детей.

ДИАЛОГ — разговор двух или нескольких персонажей.

ДИФИРАМБ — произведение восхваляющего характера.

ДОЛЬНИК — трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.

ЖАНР — исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания

ЖИТИЕ — в древнерусской литературе повесть о жизни отшельника, монаха или святого.

ЗАВЯЗКА — событие, с которого начинается развитие действия в произведении.

ЗАИМСТВОВАНИЕ — использование автором приемов, тем или идей другого писателя.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ — изображение чего-либо в лучшем, чем в действительности, виде.

ИДЕЙНЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ — область художественных решений. В него включаются авторские оценки и идеал, художественные идеи и пафос произведения.

ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.

ИДИЛЛИЯ — стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь на лоне природы.

ИМАЖИНИЗМ — литературное течение; имажинисты провозглашали основной задачей художественного творчества придумывание новых образов.

ИМПРЕССИОНИЗМ — литературное течение; импрессионисты считали задачей искусства передачу непосредственных личных впечатлений писателя.

ИМПРОВИЗАЦИЯ — создание произведений без предварительной

подготовки.ИНВЕКТИВА — резкое обличение.

ИНВЕРСИЯ — оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в предложении, нарушающей обычный порядок.

ИНТРИГА — развитие действия в сложном сюжете произведения.

ИРОНИЯ — скрытая насмешка.

КАНТАТА — стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его героя.

КАНТИЛЕНА — небольшое стихотворение повествовательного характера, исполнявшееся под музыку.

КАНЦОНА — стихотворение, воспевающее рыцарскую любовь.

КАРИКАТУРА — шутливое или сатирическое изображение событий или

лиц.КЛАССИЦИЗМ — литературное направление (течение) XVII — нач. ХIХ вв. в России и Западной Европе, базировавшееся на подражании античным образцам и строгих стилистических нормативах.

КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - образцовая, наиболее ценная литература прошлого и современности.

КЛАУЗУЛА — заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога.

КОДА — заключительный, добавочный стих.

КОЛЛИЗИЯ — столкновение, борьба действующих сил, вовлеченных в конфликт между собой.

КОММЕНТАРИЙ — истолкование, разъяснение смысла произведения, эпизода, фразы.

КОМПОЗИЦИЯ — структура художественного произведения.

КОНТЕКСТ — отрывок литературного произведения; необходимый для определения смысла взятых из него слов.

КОНТРАСТ — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления; литературный прием.

КОНФЛИКТ — столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.

КОНЦОВКА — заключительная часть или эпилог литературного произведения.

КРИТИКА — сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений.

КРЫЛАТОЕ СЛОВО — меткое выражение, ставшее поговоркой.

КУЛЬМИНАЦИЯ — эпизод литературного произведения, в котором конфликт достигает критической точки своего развития.

ЛАКОНИЗМ — краткость в выражении мысли.

ЛЕГЕНДА — в фольклоре устный, народный рассказ, в основе которого чудесное событие или образ.

ЛЕЙТМОТИВ — образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении.

ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - область искусства, отличительной чертой которого является отображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.

ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА — дешевые по цене книги с картинками, которыми торговали странствующие коробейники.

МАДРИГАЛ — лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания.

МАСТЕРСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - умение писателя передавать в художественных образах правду жизни.

МЕЛОДИКА СТИХА — интонационная его организация, повышения и понижения голоса, передающие интонационно-смысловые оттенки.

МЕТАФОРА — использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления.

МЕТОД — основные принципы, которыми руководствуется писатель. Художественными методами являлись реализм, романтизм, сентиментализм и др.

МЕТОНИМИЯ — замена в поэтической речи названия, явлении, понятия или предмета другим, неразрывно связанным с ним в нашем сознании.

МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, основанная на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. Таким является античное стихосложение.

МИНИАТЮРА — небольшое литературное произведение.

МИФ — древнее сказание о происхождении жизни на Земле, о природных явлениях, о подвигах богов и героев.

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) — оборот поэтической речи; намеренное увеличение количества союзов в предложении.

МОДЕРНИЗМ — направление (течение) в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством.

МОНОЛОГ — речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе.

МОНОРИТМ — стихотворение с повторяющейся одной рифмой.

МОТИВ — В литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое.

МОТИВИРОВКА — зависимость всех элементов художественной формы произведения от его содержания.

НАЧАЛЬНАЯ РИФМА — созвучие, находящееся в начале стиха.

НЕОЛОГИЗМ — новое слово.

НОВАТОРСТВО — внесение новых идей, приемов.

ОБРАЗ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений.

ОБРАЩЕНИЕ — оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом обращении писателя к герою своего произведения, явлениям природы, читателю.

ОДА — хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою.

ОКТАВА — строфа из восьми стихов, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних — смежной.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея) — прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА — строфа, использованная А. С. Пушкиным при написании романа «Евгений Онегин», состоящая из трех четверостиший и заключительного двустишья.

ПАМФЛЕТ — публицистическое произведение с явно выраженной обличительной направленностью и определенным социально-политическим адресом.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ — прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения.

ПАРОДИЯ — жанр литературы, политически или сатирически имитирующий особенности оригинала.

ПАСКВИЛЬ — произведение с оскорбительным, клеветническим содержанием.

ПАСТОРАЛЬ — стихотворение, описывающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.

ПАФОС — ведущий эмоциональный тон произведения.

ПЕЙЗАЖ — изображение природы в литературном произведении.

ПЕРЕНОС (енжамбеман) — перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней.

ПЕРИФРАЗ — замена названия предмета или явления описанием присущих ему существенных черт и признаков.

ПЕРСОНАЖ — действующее лицо литературного произведения.

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ — лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях.

ПОГОВОРКА — краткое образное выражение, не имеющее синтаксической завершенности.

ПОРТРЕТ — изображение в художественном произведении внешности персонажа.

ПОСВЯЩЕНИЕ — надпись в начале произведения, указывающая на лицо, которому оно посвящено.

ПОСЛАНИЕ — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.

ПОСЛЕСЛОВИЕ — дополнительная часть произведения, в которой содержатся пояснения автора к своему творению.

ПОУЧЕНИЕ — литературное произведение в форме речи познавательного характера.

ПОЭЗИЯ — художественное творчество в стихотворной форме.

ПРИБАУТКА — острое словцо или словосочетание.

ПРИТЧА — назидательный рассказ о человеческой жизни в иносказательной или аллегорической форме

ПРОБЛЕМА — вопрос, который исследуется писателем в

произведении.ПРОБЛЕМАТИКА — перечень проблем, затронутых в произведении.

ПРОЗА — художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью.

ПРОЛОГ — вступление в литературное произведение.

ПРОТОТИП — реальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа.

ПСЕВДОНИМ — вымышленное имя или фамилия писателя.

ПУБЛИЦИСТИКА — совокупность художественных произведений, отражающих общественную и политическую жизнь общества.

ПУТЕШЕСТВИЕ — литературное произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии.

РАЗВЯЗКА — положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена.

РАЗМЕР СТИХА — число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.

РАПСОД — странствующий древнегреческий поэт-певец, певший под лиру эпические песни.

РЕДАКЦИЯ — один из вариантов текста произведения.

РЕМАРКА — пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров.

РЕПЛИКА — ответ одного персонажа на речь другого.

РЕФРЕН — повторяющиеся стихи в конце каждой строфы.

РИТМ — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи (слогов).

РИФМА — совпадающие по звучанию окончания стихотворных строк.

РОД ЛИТЕРАТУРЫ — деление по основополагающим признакам: драма, лирика, лироэпика, эпос.

РОМАНС — небольшое лирическое стихотворение напевного типа на тему любви.

РОНДО — восьмистишье, содержащее 13 (15) строк и 2 рифмы.

РУБАИ — формы лирической поэзии Востока: четверостишье, в котором рифмуется первая, вторая и четвертая строки.

САРКАЗМ — язвительная насмешка.

САТИРА — художественные произведения, в которых высмеиваются порочные явления в жизни общества или отрицательные качества отдельного человека.

СВОБОДНЫЙ СТИХ (верлибр) — стих, В котором произвольно количество ударных и безударных слогов; в его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию стиха.

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — в его основу положено одинаковое число слогов в стихотворной строке.

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке.

СИМВОЛИЗМ — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл.

СКАЗ — способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь.

СКАЗАНИЕ (легенда) — художественное произведение, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности.

СЛОГ — звук или сочетание звуков в слове, произносимое одним выдыханием; первичная ритмическая единица в стихотворной мерной речи.

СОНЕТ — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья.

СРАВНЕНИЕ — определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки.

СТАНСЫ — малая форма лирической поэзии, состоящая из четверостиший, законченных по мысли.

СТИЛИСТИКА — раздел теории литературы, который изучает особенности языка произведений.

СТИЛЬ — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя.

СТИХ — мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная

речь.СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи.

СТОПА — в силлабо-тоническом стихосложении повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер.

СТРОФА — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией.

СЮЖЕТ — основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности.

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ — история создания художественного произведения.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — работа писателя над произведением.

ТЕМА — объект художественного отражения.

ТЕМАТИКА — совокупность тем произведения.

ТЕНДЕНЦИЯ — идея, вывод, к которому стремится привести читателя автор.

ТЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ — творческое единство писателей, близких друг другу по идеологии, восприятию жизни и творчества.

ТИП — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений.

ТРОП — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле.

УРБАНИЗМ — направление в литературе, занятое преимущественно описанием особенностей жизни в большом городе.

УТОПИЯ — художественное произведение, повествующее о мечте как о реальном явлении, изображающее идеальный общественный строй без научного обоснования.

ФАБУЛА — расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности.

ФЕЛЬЕТОН — тип газетной статьи с высмеиванием пороков общества.

ФИГУРА СТИЛИСТИЧЕСКАЯ — необычной оборот речи, к которому прибегает писатель для усиления выразительности художественного слова.

ФОЛЬКЛОР — совокупность произведений устного народного поэтического творчества.

ХАРАКТЕР — художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами.

ХОРЕЙ — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.ХРОНИКА — повествовательное или драматическое литературное произведение, отображающее в хронологическом порядке события общественной жизни.

ЦИКЛ — ряд художественных произведений, объединенных одними и теми же действующими лицами, эпохой, мыслью или переживанием.

ЧАСТУШКА — небольшое произведение устной народной поэзии с шутливым, сатирическим или лирическим содержанием.

ЭВФЕМИЗМ — замена в поэтической речи грубых выражений более мягкими.ЭЗОПОВ ЯЗЫК — иносказательный, замаскированный способ выражать свои мысли.

ЭКЛОГА — небольшое стихотворение, изображающее сельскую жизнь.

ЭКСПОЗИЦИЯ — вступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении.

ЭКСПРОМТ — произведение, созданное быстро, без подготовки.

ЭЛЕГИЯ — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением.

ЭПИГРАММА — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение.

ЭПИГРАФ — короткий текст, помешенный в начале произведения и поясняющий замысел автора.

ЭПИЗОД — одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении.

ЭПИЛОГ — заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев.

ЭПИТЕТ — образное определение.

ЮМОРЕСКА — небольшое юмористическое произведение в прозе или стихах.

ЯМБ — двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного слога.