|
Он обращается к поиску «Божией правды», сначала
у святынь Новгорода, а позднее, летом 1905 г. — на арктическом Севере
(«мир только что создан»). Новая Земля, становище Малые Кармакулы. Не
расставался с мольбертом. С сочувствием отнёсся к ненцам — добрым,
наивным и бесхитростным обитателям Новой Земли. Писателя поразили их
сказки про людей, «которые только любят и не знают ни вражды и ни злобы…
Если они перестают любить, сейчас же умирают. А когда они любят, они
могут творить чудеса». Один полярный исследователь написал: «Кто побывал
в Арктике, тот становится подобен стрелке компаса — всегда
поворачивается на Север»[1]. Только на Новую Землю Писахов плавал не
менее 10 раз, последний в 1946 г. Поиск божественной «солнечной
теплоты», которая могла бы возродить в человеке духовную природу,
Писахов начинает в Арктике и продолжает осенью того же 1905 года в
странах средиземноморья, куда попадает с толпой паломников. «Там, думал,
увижу самое прекрасное на земле!» Осенью 1905 г. попал в Иерусалим,
остался без гроша. Был писарем у архиерея в Вифлееме. Получил разрешение
у турецких властей — на право рисовать во всех городах Турции и Сирии.
Потом Египет.
Писахов был аскетически неприхотлив и верил в
людей. В трудную минуту — выручали. На пароходе от ледяного ветра его
укрыл буркой старый болгарин, в Александрии ограбили — русский эмигрант
накормил, дал в долг. Почти целую зиму занимался в Свободной академии
художеств в Париже. В Риме выставил свои работы, они потрясли зрителей
серебряным сиянием («север даёт»). Вернулся домой в Архангельск. «Как
будто глаза прополоскались! Где деревья, красивее наших берёз? … А…
летние ночи, полные света без теней — это так громадно по красоте…».
Три зимы после путешествия на юг 1907—1909 гг.
Писахов провёл в Петербурге в мастерской художника Якова Гольдблата.
Популярный в те годы модернизм почти не повлиял на Писахова (весьма
скромная дань: «Сны» и «Церковь, путь к которой потерян»). Летом —
Карское море, Печора, Пинега и Белое море. Из поездок по Пинеге и Печоре
привез 2 цикла: «Северный лес» и «Старые избы». «Старые избы» —
небольшая часть огромной работы, проделанной Писаховым для увековечения
памятников северной архитектуры. Всё в сумрачных серо-коричневых тонах.
К ним присоединяются и обширные этнографические зарисовки. Самыми
памятными поездками Писахов считал плавание в 1906 г. по Карскому морю
на корабле «Св. Фока», участие в 1914 г. в поисках Георгия Седова,
исследование земли саамов, присутствие при основании первых станций
радиотелеграфа на Югорском Шаре, Маре-Сале и острове Вайгач.
Всё
увиденное запечатлел в пейзажах, которые выставлялись в Архангельске,
Петербурге, Москве, Берлине, Риме. Очень любил бывать на Кий острове. В
его картинах беломорского цикла — ощущение бесконечности мироздания.
Природа раскрывается перед человеком, сливается с его существом.
Кажется, что главная тема этих картин — тишина, рождающая творческую
сосредоточенность. Картины просты по сюжету: камни, берег моря, сосны.
Особый свет: серебристый зимой и золотисто-жемчужный летом. Удивляет
умение показать бесчисленное множество оттенков белого.
|