Север
Начало истории Новгородская колонизация Борьба Москвы и Новгорода.
Главная сраница Культура Авторская страница

Добро пожаловать на сайт!
Надеемся, что Вы найдете для себя здесь много интересного .

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ РУССКОГО СЕВЕРА.
Своеобразным территориальным делением Севера, как и всей Новгородской земли, были погосты. В XII веке в Заволочье уже было до двадцати погостов и крупных поселений. Церковный погост был объединяющим центром для разбросанных вокруг него селений. Он служил не только местом совершения религиозных обрядов, но и местом для оформления правительственных актов и гражданских сделок. Название «погост» с части распространилось на целое, с пункта, где находился храм, на всю округу, прилегавшую к этому храму. Заселение Севера новгородцами происходило в то время, когда родовой строй в новгородских пятинах уже распался и, следовательно, переселения на север большими родовыми общинами не могла быть. Вероятно, переселенцы шли в Заволочье большими семьями. Первоначальный крестьянский двор, благодаря быстрому увеличению обитавшей в ней семьи, разрастался в поселение из нескольких дворов. В течение одного-двух веков поселок превращался в целую группу деревень — волость. Северная волость всегда имела одно и то же географическое положение. Входившие в ее состав поселения обычно располагались узкой лентой по берегам реки или озера. Чаще всего волость называли по имени реки, на которой расположены ее поселения, реже — по главному селению. Процесс колонизации часто требовал соединения в товарищеские союзы нескольких семейств крестьян, так как не всегда было под силу отдельному поселенцу справляться с трудностями земледелия и особенно промыслового хозяйства. В разработке новин под пашню и расчистке берегов лесных рек под луга мы также встречаем небольшие союзы товарищей-складников. Мельницы на реках также нередко строились не просто родственниками, сил которых для этого было недостаточно, а вскладчину, то есть по долям. Работников на эти мель¬ницы нанимали на общинные средства, а ремонт производился всеми дольщиками. Зерно мололи тоже по долям. Своеобразную форму дольщика можно было на севере наблюдать вплоть до коллективизации. Складничество нередко проникало в семейный союз. Тогда складывались лица, равноправные по имущественному положению. Складничество юридически оформлялось в виде договора. Так, например, два крестьянина заключают договор складничества на десять лет, чтобы в течение этого времени им составлять одну семью. Через десять лет такие складники делились так же, как обычно это делали, когда расходились, родные братья. Завладев Беломорским севером, великий московский князь Иван III признал все крестьянские земли «черной государевой землей» и потребовал от ее владельцев документального подтверждения прав на распоряжение ею. Крестьяне «били челом» правительству, прося закрепить за ними их земельные участки, утверждая, что «занимаемая ими земля была займищем их предков, что она от веков вотчина их дедов и прадедов, а о письменных документах они никогда не слыхали, да и таких грамот на деревне у них никогда не было». Вся земля стала считаться как бы данной в надел крестьянину правительством. Размер надела и налогового тягла исчислялся путем «вытей», которые одновременно являлись и единицами поземельного надела и единицами податного обложения. Жители села собирались на сходы для обсуждения насущных вопросов. Каждый двор представлял на этом мирском сходе глава дома. «Мир» избирал наиболее богатых и влиятельных людей: волостного старосту, земский суд и «добрых людей». Эти «добрые люди» были обязаны присутствовать при разных сделках. «Мир» на севере — это самоуправляющийся публично правовой общественный союз, связанный интересами общего блага. Он стоял над частными союзами землевладельцев и прежде всего заботился о поддержании порядка, о военной безопасности и соблюдении правосудия. Каждый житель волости с большой почтительностью относился к решениям, принятым всем миром. Мир защищал своих членов не только от злодеев — татей и недругов со стороны, но и от тех своих сочленов, которые ставили личные интересы выше общественных. Таких людей объявляли «миропродавцами», или «мирскими съедниками». С развитием самоуправления несколько волостей соединяются во «всеуездные миры» С тридцатых годов XVI века государство постепенно стало приспосабливать мирские органы для своих интересов. Оно возлагает на крестьянский мир также сбор государственных повинностей, вводит штат специальных судебных или финансовых агентов для сбора тягла. Юридически вся земля на севере была собственностью государя, но на самом деле ею распоряжался на правах постоянного владения тот, кто ее возделал, или тот, кто ее купил. Бывшие боярские половники, освободившись из-под власти новгородских бояр, начинают смотреть на землю, как на свою собственность. Но все же с половничеством не было покончено, так как значительная часть конфискованной боярской земли была передана в собственность северных монастырей, которые сумели превратить часть боярских половников в зависимых от монастыря крестьян. Развитие феодальных отношений в центральных областях Московского государства привело к тому, что Иван III, удовлетворяя желание бояр и помещиков, издал в 1497 году Судебник, в котором 58-й статьей значительно ограничил переход крестьян от одного помещика к другому неделей до Юрьева дня и неделей после Юрьева дня. Крестьянину разрешалось переходить от владельца к владельцу после завершения всех сельскохозяйственных работ и уплаты за «пожилое», то есть двор, которым он пользовался. Этот законодательный акт Ивана III был первым крупным шагом на пути к полному закрепощению русского крестьянства Почему же община удерживала тех крестьян, которые стремились уйти в другие места? Государство взимало подати согласно писцовым книгам, составляемым не ежегодно, а через длительные промежутку времени. В случае большого сокращения членов общины Оставшаяся часть общины была бы обязана платить за них подати, что было не в интересах общины. В 16 веке среди северных крестьян впервые встречаются бобыли. Упоминание о них имеется в уставной грамоте 1584 года, которую дал Соловецкий монастырь своим крестьянам. В нем сказано: «а с бобылей, кои живут о себе дворцами, с тех приказчику, но две деньги Московских». С крестьян, ведущих обычное хозяйство, взимали в то время по четыре «деньги». Следовательно, бобылем назывался бедный крестьянин, сидевший на небольшом участке земли и плативший часть повинностей, падавших на тягло. Многие бедные крестьяне были вынуждены все более дробить тягловый надел и становиться бобылями. В то же время в писцовых документах встречаются упоминания о «казаках», которые находятся в работниках у богатых крестьян и духовенства. Они не были уже членами сельской общины и поэтому не состояли в податном тягле. В народе их называли людьми, живущими «за чужим тяглом». Они не пользовались никакими общинными правами, но зато могли переходить куда угодно до тех пор, покуда где-либо не получали свою долю земли — тягло. С получением земли на них распространялись все обязанности, которые возлагало тягло на землевладельца. Эти краткие сведения свидетельствуют о том, что уже в то далекое время среди крестьян Севера происходило серьезное расслоение на богатых и бедных. За счет эксплуатации своих односельчан богатела небольшая часть «мирских съездников» — кулаков. Они разными путями округляли свои земельные участки. Не ограничиваясь земледелием, кулаки стали заниматься торговлей и организацией лесохимических промыслов, а в Беломорье — вываркой соли. Царское самодержавно-бюрократическое правительство не только не разрушало, а наоборот, долгое время оберегало ее, так как крестьянская община была на самом деле удобной формой для прикрытия кулацкого насилия и дешевым средством в руках царизма для сбора налогов с крестьян по принципу круговой поруки. Потому-то царизм не трогал крестьянскую общину . После революции 1905 года царизм, напуганный революционными выступлениями крестьян, решил создать себе опору в деревне в лице зажиточных крестьян и кулаков-хуторян. Царский министр-реакционер Столыпин решил разрушить сельскую общину, которая серьезно мешала расхищению общинных земель кулаками-мироедами. По столыпинскому земельному закону (от 9 ноября 1906 года) разрушалось общинное пользование землей. Каждому крестьянину предлагалось взять свой надел в личное владение, выделиться из общины. Крестьянин мог продать свой надел, чего он не имел права сделать раньше. За период с 1906 по 1917 год часть крестьян Севера выделилась из общины и вышла на хутора. Но массового распространения система хуторов на севере так и не получила.

---- Назад ---- Вперед ----
Начало истории Новгородская колонизация Борьба Москвы и Новгорода.
Главная сраница Культура Авторская страница