Север
Начало истории Новгородская колонизация Борьба Москвы и Новгорода.
Общественный строй. Главная сраница Авторская страница

Добро пожаловать на сайт!
Надеемся, что Вы найдете для себя здесь много интересного .

Культура русского севера.
Наш Беломорский север в течение многих веков был отрезан от центральных районов родины тысячеверстными пространствами, топкими болотами и дремучими таежными лесами. Однако здесь так же, как и в центральных областях Руси, развивалась богатая и своеобразная народная культура. В любой северной деревне еще в наши дни можно увидеть дома с «прорезными» или «расписными» наличниками, тончайшими резными украшениями у крылечек. Северная крестьянская изба еще не так давно представляла собой своеобразный музей кустарного ремесла с «кроснами», поставленными на резные ножки, «прясницами», расписанными затейливыми узорами, с чеканными или расписными бураками, берестяными туесами, столешниками, набелухами и другими предметами домашнего будничного и праздничного обихода. Народное рукодельное искусство Севера богато разнообразными старинными узорами. Помимо причудливых и замысловатых орнаментов и виньеток встречаются разные рисунки на мифологические темы. Эти же рисунки ткутся и вышиваются девушками на «столешниках» и «рушниках». Во всех сюжетах чувствуется большая сила и красота, от них веет самобытностью Севера. Не для рынка и музея готовили северяне эти предметы. Они вырабатывали их для своего домашнего обихода: в «бураках» они держали квас, несли на рынок молоко и сметану, в «прясницах» — пряли нитки из кудели, на «кроснах» ткали портна и пестряди. Искусство служило украшением жизни самого народа. Но, несмотря на то, что все эти бураки, столешники, рушники употреблялись в повседневном обиходе, изготовление их с XIX века уменьшалось из года в год, уступая место более дешевым фабричным изделиям. Вместе с мастерами вымирали рисунки и техника их расцветки разными красками. Некоторые виды искусства, под влиянием промышленного развития, почти совсем уже вымерли. Это прежде всего сканное, или филигранное дело, изготовление финифти, отливка изразцов для печей, золотошвейное дело и вышивание по писаному. Несколько веков назад одним из центров этих замечательных ремесел был город Сольвычегодск. Здесь, в Соли Вычегодской, в строгановских мастерских с давних времен было развито изумительное по тонкости выполнения и красоте ремесло— шитье золотом — расшивка церковных риз и женских головных уборов. Особенно надо остановиться на таких редких ремёслах, как чернение по серебру и резьба по бересте, получивших большое развитие в Великом Устюге, и художественная резьба по кости в Холмогорах. - В Великом Устюге в течение нескольких столетий жили мастера, славившиеся чернью но серебру, филигранью, изразцами, чеканом и золотым шитьем. Секреты своего искусства они передавали своим сыновьям и внукам и только из-за этой скаредности унесли в могилу много опыта, накопленного веками. Население Севера веками вырабатывало свой стиль и свои формы деревянного зодчества. Туристов и путешественников художников и архитекторов, русских и зарубежных искусствоведов поражала причудливая красота северных многоглавых храмов, построенных с удивительным художественным вкусом. . Наше северное зодчество, созданное на протяжении многих веков талантливыми русскими мастерами, справедливо заняло одно из почетных мест в истории мирового искусства, наряду с русской иконописью, давшей миру таких живописцев, как Рублев и Ушаков. Немало труда вложили в это художественное развитие и наши северные иконописцы, выработавшие особое так называемое «строгановское письмо». Русский Север — сокровищница русского героического эпоса. Север сохранил нам наше величайшее национальное достояние — русский героический эпос, давший замечательную галерею защитников Родины — былинных богатырей, носителей лучших черт нашего великого народа, олицетворение его славного прошлого. Чем объяснить, что побережье Белого моря и бассейны северных рек — Двины, Мезени, Печоры и Онеги — оказались настоящей сокровищницей народной поэзии? Украина и земли центральных русских княжеств не раз подвергались опустошительным набегам татаро-монголов и других народов. Там великие последующие события вытеснили из народной памяти, из народной поэзии более древние исторические темы, связанные с эпохой Киевской Руси. Наш Север в результате отдаленности от центральных районов, не подвергался вражеским нашествиям так часто, как южные княжества. Его население, образовавшееся путем переселения из разных мест, принесло с собой и сохранило эпические песни, сложенные в X — XIII веках в Киеве, Новгороде и центральных областях Московского государства. Из века в век передавались старины о подвигах русских богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича и Микулы Селяниновича, об их великой борьбе за родную землю на заре русской истории. Старина, устное народное творчество, заменяло книгу, составляло главнейшее достояние устной русской народной художественной литературы. Только в середине XIX века русская этнографическая наука добралась до истоков этой древней культуры, сбереженной бесписьменными, неучеными, но очень талантливыми русскими людьми.

---- Назад ---- Вперед ----
Начало истории Новгородская колонизация Борьба Москвы и Новгорода.
Общественный строй. Главная сраница Авторская страница