Север - богатый край (ресурсы Архангельской области)

Топливно-энергетический комплекс Архангельской области

Газификация

Газоснабжение жилищного фонда большинства районов и крупных городов Архангельской области обеспечивается сжиженным газом — пропанобутановой смесью. Крупнейшей и старейшей в области газоснабжающей организацией является ОАО «Архангельскоблгаз». Уровень газификации Архангельской области сжиженным газом составляет 50,4 %, газифицировано более 286 тыс. квартир. Поставки сжиженного газа в регион осуществляются железнодорожным транспортом с последующей доставкой до потребителя автотранспортом. Для реализации сжиженного газа населению применяются подземные емкостные установки, групповые и индивидуальные шкафные установки.

Газификация области природным газом началась в 1970-е годы благодаря строительству на территории южных районов области системы магистральных газопроводов. Уровень газификации Архангельской области природным газом составляет 7,8 %, что соответствует 48 тыс. квартир. В начале 1990-х годов было принято решение о строительстве газопровода-отвода к городам Архангельск и Северодвинск (газопровод «Нюксеница — Архангельск»). К 2003 году строительство газопровода достигло г. Вельска (участок 0-147 км). Газификация Архангельской области природным газом осуществляется в соответствии с Генеральной схемой газоснабжения и газификации Архангельской области. В 2004 году подписано бессрочное соглашение о сотрудничестве между областной администрацией и ОАО «Газпром». В 2005 году по поручению Президента Российской Федерации строительство газопровода на участке 147-374 км было ускорено для газоснабжения космодрома «Плесецк», пос. Плесецк и г. Мирный. На начальных этапах строительства газопровода к городам Архангельску и Северодвинску Архангельская область участвовала в его строительстве вместе с ОАО «Газпром». С 2006 года строительство газопровода-отвода к городам Архангельск, Северодвинск выполнялось исключительно за счет средств инвестиционной программы ОАО «Газпром». По поручению Президента Российской Федерации от 30 января 2007 года строительство газопровода-отвода вновь было ускорено. Строительство основной ветки к г. Архангельску было завершено в 2009 году.

Использование газа исключает зависимость энергетики Архангельской области от поставок мазута, значительно снижает выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Повышение экономической эффективности работы ТЭЦ ОАО «ТГК-2» позволило впервые за многие годы снизить тарифы на отпускаемую тепловую энергию в Архангельске на 3,1 %, а в Северодвинске — на 6,3 %. Благодаря пуску газовых котельных в Плесецком, Котласском, Вельском, Приморском районах удалось гарантировать бесперебойное теплоснабжение населенных пунктов, вывести из эксплуатации изношенные котельные, полностью отказаться от привозного топлива.

Газификация в конечном итоге это положительный экономический, экологический и социальный эффект. Для потребителей энергии, в том числе населения — это сдерживание роста и даже снижение тарифов, повышение энергетической безопасности, улучшение экологической обстановки. Для бюджета Архангельской области — снижение затрат на компенсацию убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на отпускаемую энергию. Для энергетиков — техническое перевооружение, повышение экономической эффективности и снижение трудоемкости производства, снижение платежей за выбросы в окружающую среду, зависимости от поставок привозного топлива. Эти результаты могут быть достигнуты при условии взаимовыгодного сотрудничества с потенциальными инвесторами. Объем привлеченных внебюджетных инвестиций в строительство газопроводов и перевод на газ объектов энергетики в 2011 году составил около 3 млрд. рублей. Крупнейшими инвесторами стали ОАО «Газпром», ОАО «ТГК-2», ЗАО «Межрегионэнергогаз». Возврат инвестиций обеспечивается разумной тарифной политикой Правительства Архангельской области.

Биоэнергетика

Экономика России является одной из самых энергозатратных и энергоемких экономик мира, особенно остро проблема энергозатратности стоит перед северными территориями нашей страны, в том числе перед Архангельской областью.

Архангельская область до 86 процентов первичных энергоресурсов ввозит из других регионов страны и только около 14 процентов приходится на местные виды топлива: дрова, кородревесные отходы. Такое соотношение ввозимых энергоресурсов обусловлено географическими и природно-климатическими особенностями территории области. Минимальная удаленность от производителей каменного угля и нефтепродуктов до г.Архангельска составляет 1700-1800 км, максимальная — свыше 4500 км.

Такая высокая энергоемкость экономики сказывается на обеспечении энергетической безопасности региона, доходной части бюджетов всех уровней, конкурентоспособности промышленности, здоровья населения и охраны окружающей среды.

Правительство Архангельской области рассматривает энергосбережение и повышение энергетической эффективности, как один из основных источников экономического роста. И, учитывая имеющиеся лесные ресурсы в регионе, было принято решение о переводе коммунальной энергетики на возобновляемые источники энергии.

В рамках реализации долгосрочной целевой программы Архангельской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Архангельской области на 2010-2020 годы» ( Программа) осуществляются мероприятия, направленные на постепенное замещение привозного топлива, используемого в коммунальной энергетике, на виды топлива, производимые (добываемые) на территории Архангельской области.

По итогам деятельности Программы за 2010-2011 годы было построено 6 новых биотопливных котельных, 23 котельных было переведено на местные виды топлива, закрыто 14 устаревших нерентабельных котельных. Работа, проведённая в данном направлении, подтверждается конкретными показателями в балансе потребления топлива объектами коммунальной (муниципальной) энергетики.

Так, на сегодняшний день удалось изменить баланс в сторону увеличения доли потребления местного биотоплива, которая сейчас составляет 32%, за счёт сокращения доли потребления дорогостоящих и неэкологичных нефтепродуктов и каменного угля, доли которых составляют 7% и 30% соответственно. Таким образом, в результате реализации намеченных мероприятий в Архангельской области останется объем денежных средств в настоящее время направляемый поставщикам привозных видов топлива, а это почти 500 млн. рублей ежегодно. Следствием этого станет предоставление рабочих мест в районах области с целью заготовки биотоплива для котельных.

Ветроэнергетика

Еще одним из источников диверсификации децентрализованного энергоснабжения в удаленных и труднодоступных населенных пунктах Архангельской области является использование энергии ветра.

Архангельская область обладает достаточным ветроэнергетическим и гидроэнергетическим потенциалом. Еще в 1996 году Санкт-Петербургским проектным институтом «Ленгидропроект» была разработана технико-экономическая документация «Первоочередные площадки ветроэнергетических станций (ВЭС) и малых гидроэлектростанций (МГЭС) для энергетических комплексов Архангельской области». В данной работе произведен анализ ветроэнергетического и гидроэнергетического потенциала на территории Архангельской области и определены первоочередные площадки для сооружения объектов электроэнергетики с использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии (НВИЭ).

Основные площадки для строительства ветроэнергетических станций (ВЭС) расположены на побережье Белого моря, где среднегодовая скорость ветра составляет от 5 до 8,5 м/сек. Данный ветровой потенциал позволяет эффективно использовать ветроэнергетические установки в комплексе с существующими дизельными электростанциями, достигая экономии в расходовании дизельного топлива в пределах 20-30 %.

Одна из перспективных площадок для сооружения ветропарка — это побережье Мезенского залива Белого моря (близ г. Мезень). Так, уже реализован проект — установлен и действует в пуско — наладочном режиме ветродизельный комплекс в с.Долгощелье Мезенского района мощностью 90 кВт. Кроме того, на территории нашего региона действует ряд ветроэнергетических установок малой мощности.

В настоящее время Правительством Архангельской области заключено соглашение с ООО «Ветроэнергетические системы» о сотрудничестве в сфере развития ветроэнергетики на территории Архангельской области. На основании данного соглашения компания прорабатывает вопрос по реализации масштабного проекта в сфере ветроэнергетики (создание ветропарка) в Мезенском заливе. Проект направлен на объединение в одну энергосистему электрических сетей Мезенского и Лешуконского районов с одновременным закрытием наиболее крупных дизельных электрических станций в обоих районах.

Таким образом, Правительство Архангельской области на сегодняшний день рассматривает альтернативную энергетику, как один из приоритетов в снижении энергетических издержек региона.

Электроэнергетика

Наиболее актуальным в настоящее время остается вопрос по развитию трансформаторных мощностей региональной энергосистемы с целью обеспечения присоединения новых нагрузок потребителей, сдерживающий рост экономики Архангельской области.

В настоящее время наблюдается существенный рост нагрузок из-за присоединения новых потребителей в городах Архангельске, Котласе, Северодвинске, Няндоме, п. Плесецк при остром недостатке свободных трансформаторных мощностей.

Распоряжением Правительства Архангельской области от 24.04.2012 № 121-рп утверждены программа и схема перспективного развития электроэнергетики Архангельской области на 2012-2016 годы, где отражены основные моменты, связанные с развитием электросетевого комплекса для повышения надежности и качества электроснабжения существующих потребителей и для создания возможности технологического присоединения к электрическим сетям новых потребителей в Архангельской области.

Ежегодный рост тарифов ограничивается приказами Федеральной службы по тарифам и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178. При этом предельные уровни роста устанавливаются как на тариф для конечных потребителей, так и по одной его составляющей — тарифу на передачу электроэнергии. Считаем ограничение максимального роста тарифа на передачу электроэнергии в неценовой зоне оптового рынка избыточным и не дающим возможность проведения сбалансированной тарифной политики в регионе.

Правительством Архангельской области направлено обращение в адрес Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева по вопросу внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации № 1178, предусматривающих снятие указанного ограничения.

Север - богатый край © 2013
Родичкин Сергей
Используемые источники     Об авторе