Рыбное хозяйство на Европейском Севере страны в советское время с самого начала формировалось как территориально-производственный комплекс. С 1920 г. в него входили государственные предприятия Мурманской и Архангельской областей, позднее были созданы три рыбакколхозсоюза, а с 1962 г. вошли предприятия Карелии. Создание территориально-производственного комплекса было обусловлено общими источниками сырья, технологической взаимосвязанностью, базированием на единый порт - Мурманск. Руководство рыбной промышленностью страны осуществляло союзно-республиканское Министерство рыбного хозяйства СССР.
В 1990 г. в состав «Севрыбы» входило 37 производственных объединений, предприятий и организаций. Промысловый флот насчитывал 397 ед., в том числе в Мурманской области - 269 ед. Переработка рыбы на берегу осуществлялась Мурманским рыбокомбинатом, в который входило 8 рыбозаводов, в Архангельской области и в Карелии действовало 10 рыбоперерабатывающих предприятий.
В 1990 г. общий вылов составлял 1,6 млн т, в том числе флотом Мурманской области - 1,2 млн т; производство рыбопродукции на судах - 1390 тыс. т; производство береговыми заводами - 141 тыс.; в том числе в Мурманской области - 100,9 тыс.; экспорт - 24 тыс. т. В региональном продукте Мурманской области на рыбную отрасль приходилось свыше 30%; численность занятых - 48,7 тыс. человек.
В результате рыночных преобразований, начавшихся в 1990 г., единый рыбопромышленный комплекс Северного бассейна распался по региональному признаку на четыре части: 1) Мурманская область; 2) Архангельская область; 3) Республика Карелия и 4) Ненецкий автономный округ, - которые лишь условно можно считать комплексами, так как они не обладают соответствующими признаками.
Руководство на федеральном уровне понизилось до федерального агентства рыболовства (ФАР), а в регионах его политику осуществляют Комитеты по рыболовству. В отличие от Минрыбхоза СССР и его бассейновых главков, в обязанность ФАР не входит решение производственных проблем, в том числе связанных с продовольственной безопасностью страны.
К настоящему времени рыбохозяйственный комплекс Мурманской области, наряду с другими базовыми отраслями и видами деятельности, сохраняет положение сектора производственной специализации региона. Основой его является рыбная отрасль, включающая добывающие и рыбообрабатывающие предприятия.
Ряд предприятий и производств промышленной и непромышленной деятельности относятся по специфике выпускаемой продукции, выполняемых работ и услуг к обслуживающим.
Рыбная отрасль Мурманской области обеспечивает примерно 1/5 общего объема вылова РФ (500-600 тыс. т). Значение области по вылову и производству рыбопродукции в Северо-Западном округе составляет около 50%.
Доля в валовом региональном продукте в 2000-х годах колебалась от 9,3% (2004 г.) до 14,5% (2001 г.).
Среднегодовая численность работников в 2007 г. составляла 10 358 человек, в том числе рыболовство - 8994 человек, береговая переработка - 1364 человек. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в рыболовстве - 251 151 руб., в береговой рыбообработке - 12 271,5 руб.
Налоговые платежи в бюджетную систему РФ (без учета ЕСН) составили: в 2005 г. - 1475,8 млн руб.; в 2006 г. - 2336,0 млн; в 2007 г. - 2439,4 млн руб. Основная их часть (соответственно 62,5%, 65,4% и 55,8%) - платежи за пользование природными ресурсами. В территориальный бюджет поступило: в 2005 г. - 644,2 млн руб. (43,6% общей суммы поступивших налогов); в 2006 г. - 1096,8 млн (47,0%) и в 2007 г. - 1192,5 млн руб. (48,9%). Это составляет 6,9% в налоговых поступлениях бюджета Мурманской области. Промышленный потенциал отрасли претерпел коренные изменения: количество добывающих организаций в океаническом рыболовстве с 12 в 1990 г. возросло до 83 в 2007 г., рыбоперерабатывающих - с 8 до 45. Численность промысловых судов с 269 ед. сократилась до 195 ед. При этом количество крупных и больших судов со 145 ед. уменьшилось до 31, а средних, наоборот, - с 72 ед. возросло до 136 ед.; средний срок службы судов около 24 лет, что выше нормативного.
С 1993 г. начал возрождаться прибрежный промысел, прекращенный в 40-х годах. В настоящее время прибрежный флот насчитывает около 70 малых судов длиной до 34 м, около 80 ед. маломерных с мощностью главного двигателя от 55 кВт и длиной от 10,7 м до 25,2 м.
Нормативный срок службы истек примерно у 80% прибрежных судов. Промысловое вооружение основной части флота состоит из ручных ярусов, удочек и тралов. Лишь 5 единиц имеют на вооружении автоматические ярусы.
Среднегодовой общий вылов судов Мурманской области за 2000-2007 гг. составил 589,5 тыс. т, что почти в 3 раза меньше высоких уловов 80-х годов. «Глубина» разделки рыбы на судах низкая: отношение общего объема выпущенной продукции к улову в 2000-х годах находится в пределах 80-83%, в то время как в 70-х и 80-х годах достигала 50%.
Доля поставок за рубеж в общем объеме производства пищевой продукции на судах в 2000-е годы возросла с 45,8 до 52,9%. При этом улучшения ассортимента экспорта за счет высокотехнологичной продукции не наблюдается: продажи филе с 12,3 тыс. т уменьшились до 10,6 тыс. т.
Среднегодовой выпуск рыбопродукции береговыми предприятиями Мурманской области составляет около 30 тыс. т (в 1990 г. - 100,9 тыс. т).
Исследование тенденций функционирования рыбохозяйственного комплекса Мурманской области показало, что состояние его с народнохозяйственной точки зрения следует считать неустойчивым, индикаторами этого являются:
Наряду с изложенным, наблюдается нерациональное использование добытых биоресурсов: некомплексность использования уловов для производства рыбопродукции; низкий уровень разделки гидробионтов и добавленной стоимости; чрезмерный вывоз рыбопродукции за рубеж прямо с моря (доля поставок за рубеж в общем объеме производства рыбной продукции на судах достигла 58%, в то время как потребление ее в среднем по России примерно в 2 раза ниже рекомендуемых норм).
Из 13 основных объектов лова в Баренцевом море и сопредельных водах по трем промысловые запасы и квоты в 2009 г. и последующих годах могут незначительно увеличиваться (треске, пикше, сайде); для налаживания широкомасштабного промысла креветки необходимы специализированные суда, оборудованные для выпуска продукции в варено-мороженом виде, которых в настоящее время имеется 1 ед.; добыча мойвы возобновилась в 2009 г. с квотой для России в 152 тыс. т (для Мурманской области - 80-90 тыс. т) и прогнозируются дальнейшее увеличение ОДУ и квоты для России. В Норвежском море возможно сокращение ОДУ на путассу. В Северо-Западной Атлантике - состояние запасов рыб неудовлетворительное и существенного увеличения добычи ожидать не следует.
По шести наиболее значимым объектам промысла (треска, пикша, мойва, путассу, сельдь, скумбрия) общий объем установленных квот может составить около 1 млн т.
Для стабильной работы крупных судов необходимо наличие сырьевой базы за пределами Северной Атлантики и создание экономических условий для достижения среднего уровня эффективности промысла. Полагаем, что часть крупных судов могла бы работать на условиях государственно-частного сотрудничества в намеченной к созданию Корпорации для промысла в Южном океане.