Число многочисленных остатков древнейших святилищ и погребальных комплексов (около 1500 объектов) вполне сопоставимо с количеством памятников монастырского времени. Знаменитые соловецкие “лабиринты”, курганные насыпи, гряды, дольменообразные сооружения хранят загадку верований и представлений об окружающем мире древнейших обитателей Беломорья. Святилищам и погребениям нередко сопутствуют стоянки первобытных людей, причем археологические останки этих поселений свидетельствуют о существовании в древнейшие времена на Белом море своеобразной довольно развитой культуры. Памятники, аналогичные соловецким святилищам, встречаются и в северо-восточной Скандинавии, а также на Кольском полуострове. Но если в Финляндии, Швеции и Норвегии в период христианизации северных народов эти сооружения уничтожались, то в западном Беломорье и на Соловецких островах они были сохранены. Здесь как бы осуществлялся своеобразный диалог языческой и христианской культур. Так, выкладки из камней христианских символов часто встречаются среди древних святилищ, а остатки обетных и поклонных крестов нередко располагаются вблизи неолитических памятников. Имеются на островах и следы пребывания людей в более позднее время. Со второй половины IX в. Белое море неоднократно посещают норманы. Герои скандинавских саг (Эйрик Кровавая Секира, Харальд Серый Плащ, Торер Собака и другие) совершают походы в легендарную Барнию и на Вину (Северную Двину). В этих сагах упоминаются и святилища древних обитателей Беломорского Севера. Примерно с этого же времени (IX-XI вв.) начинают совершать походы на Север и новгородцы… Археологические исследования не позволяют говорить о существовании на Соловецких островах долговременных поселений вплоть до XV столетия. В “Житии” первых соловецких иноков, являющемся основным источником начальной истории монастыря, говорится, что хотя остров Соловецкий “добр и благодарен к сожитию человеческому”, неоднократные попытки поселиться там были безуспешны.
Памятники древней культуры. II тыс. до н. э.
По монастырскому преданию только в 1428 г. на Карельском берегу Белого моря в поисках пустыннического жития появляется уроженец г. Тотьмы Герман. В следующем, 1429 г. судьба сводит его с иноком Кирилло-Белозерского монастыря Савватием, пришедшим на Белое море из Валаамской обители. Они решают отправиться на архипелаг и поселяются в северной части Большого Соловецкого острова вблизи Сосновой губы, где водружают крест и ставят кельи. Скоро особое знамение указало будущее предназначение острова: поселившаяся недалеко от келий Савватия и Германа со “своим домом” “жена карельская”, притеснявшая иноков, однажды была наказана некими “светозарными юношами” на Секирной горе. Это чудо заставило карел оставить остров и “благоговеть преподобным”. С тех пор на протяжении почти пяти веков вход на Секирную гору женщинам был воспрещен, да и сами они не посещали этих мест, как гласит старинная легенда, “по таинственному страху”. По прошествии шести лет, в 1435 г., Герман отправляется на материк за припасами, а через некоторое время Савватий, чувствуя приближение смертного часа, тоже покидает остров и на материке завершает свой земной путь доброй христианской кончиною. Его тело было погребено у устья реки Выг игуменом Нафанаилом и новгородским купцом Иоанном. Все даты, указанные в житиях первых соловецких подвижников, историки подвергают вполне обоснованным сомнениям, но события, о которых повествуется в монастырских преданиях, находят косвенное подтверждение в документах того времени. Одно из самых ранних упоминаний о Соловецких островах в Беломорских актах относится к 1447-1454 гг.: острова входят в число угодий, проданных новгородскому посаднику Дмитрию Васильевичу “женой карельской” Ховрой Товутовой. Таким образом, появление на островах иноческого поселения в 30-х годах XV в. можно считать вполне возможным. Эта же грамота косвенно подтверждает достоверность некоторых эпизодов из жизни другого соловецкого первоначальника - преподобного Зосимы.
Герман и Савватий. XV в.
Продолжая дело преподобного Савватия, Герман в 1436 г. приводит на Большой Соловецкий остров палеостровского инока Зосиму. Они поселяются недалеко от теперешнего местоположения монастыря, и новое пророческое видение утешает подвижников: однажды утром Зосима увидел на востоке необыкновенный свет и прекрасную “великую церковь”. Это чудо определило выбор места для строительства обители. 1436 г. считается годом основания Соловецкого монастыря. Однако, прежде чем обитель населилась и умножилась, подвижникам суждено было пережить много испытаний. Однажды Герман, отправившийся на материк за припасами, из-за ранней зимы не смог вернуться, и Зосима остался зимовать на острове один. Только неожиданная помощь неких незнакомцев, передавших погибавшему от голода Зосиме запас хлеба, муки и масла, “сохранила божьего избранника”. В следующем году Герман возвращается на архипелаг с помором Марком, и иноки начинают строить храм Преображения Господня с приделом Святого Николая - едва ли не первую церковь в западном Беломорье. Недаром, когда соловецкие монахи пришли просить новгородского архиепископа Иону назначить игумена и благословить освящение храма (около 1442 г.), он удивился: “Какая церковь может там быть?” Основание монастыря на Соловецких островах стало одним из ключевых моментов истории Севера. На обширных почти безлюдных холодных пространствах северо-восточной Европы, параллельно с их освоением крестьянами, вышедшими из исконно русских земель, возникли сотни монастырей. Не всем этим обителям суждено было оставить заметный след в истории, но Соловецкому монастырю была уготовлена судьба одной из главных святынь русского православия. Таким образом, значение духовного начала в освоении Севера следует безусловно учитывать.
Зосима и Герман. XV в.
Поселение иноков на Большом Соловецком острове вызвало недовольство боярских поселенцев и служителей, считавших себя хозяевами архипелага. Поэтому братия получила жалованную грамоту на владение островами от властей Великого Новгорода. В этом документе встречаются указания на источники существования островного монастыря: солеварение, морские рыбные и зверобойные промыслы, скотоводство и прочие. С самого начала соловецкое богомолье носило общежительный трудовой характер, иноки трудились вместе с жителями в суровом крае, и на этом строился духовный авторитет обители. Не случайно среди монастырских документов XV - начала XVI вв. преобладают добровольные “данные” и духовные грамоты на владение материковыми угодьями, а не купчие, закладные или жалованные акты, как в более поздние времена. Вместе с тем в упомянутой жалованной грамоте есть и указание на обязанность промышляющих на Соловецких островах давать в “Дом Святого Спаса и Николы от всего десятину”. Первые настоятели, назначаемые новгородским владыкой, недолго руководили монастырем. Мало кто мог вынести тяготы островного подвижничества, и в конце концов по желанию братии во главе обители был поставлен Зосима. Многие угодья на Карельском берегу монастырь получил от знаменитой Марфы Борецкой, и не случайно в житии преподобного Зосимы находят отражение события 30-70-х годов XV в., приведшие в конце концов к утрате Господином Великим Новгородом своей независимости. С умножением братии во время игуменства Зосимы были построены новые кельи и Успенская церковь. От устья реки Выг были перенесены в монастырь мощи преподобного Савватия, а новгородский купец Иоанн, присутствующий при кончине великого старца, написал его образ. 17 апреля 1478 г. игумен Зосима предал свою душу Господу. Перед кончиной он указал своим преемником инока Арсения и предсказал грядущее процветание обители.
Монастырские владения. XV в.
В конце XV в. начали почитать первых соловецких подвижников. На основе рассказов многочисленных современников Савватия и Зосимы, их сопостника старца Германа было составлено житие преподобных, куда вошли многие их посмертные чудеса. В одном из рассказов явившийся во время бури преподобный Зосима говорит отчаявшимся мореходам: “Дерзайте и невредимы будете от многих чудес”. Эти слова на сотни лет освятили морской труд на Белом море. Савватий и Зосима стали первыми святыми Русского Севера, значительная часть их посмертных чудес - это вполне реальные события морской практики Беломорья. Через год после смерти Зосимы на пути из Новгорода скончался старец Герман, отдавший Соловкам 50 лет земной жизни. Его заслуга не только в том, что он был сподвижником Савватия и Зосимы, но и в сохранении памяти о преподобных. Под руководством Зосимы и Германа возросли первые соловецкие подвижники благочестия: свещеносец Иона, инок Василий, пустынник Онуфрий и другие старцы, упомянутые в числе святых в одной из старинных соловецких рукописных книг. Учеником преподобного Зосимы был и будущий настоятель монастыря, собиратель сведений для жития преподобных, основатель соловецкой библиотеки игумен Досифей. Войдя в число владений Великого Княжества Московского, монастырь получает подтверждение своих прав на владение островами. Примечательно, что именно на жалованной грамоте Соловецкой обители Иван III (1462-1505) впервые титулуется “Великий Князь всея Руси”. К началу XVI в. на Соловецких островах помимо собственно монастырских построек, храмов и келейных корпусов имеется обширное хозяйство: мельницы, соляные варницы, скотный двор на Муксалме. Обитель имела несколько мореходных судов, десятки промысловых карбасов. На островах сложились замечательные традиции книжности, иконописания и отшельничества, некоторые данные позволяют предположить о возникновении связей с далеким Афоном. И не случайно уже начиная с XV в. в Соловецком монастыре воспитывались многие русские святые и церковные иерархи, вошедшие в историю русского православия.
Духовная вотчина. Конец XV - начало XVI вв.
В Соловецкой обители духовно воспитался великий святитель русской церкви, украшенный венцом мученичества, святой Филипп, митрополит Московский. В 1537 г. семейство бояр Колычевых постигла опала и 30-летний боярский сын Ф. С. Колычев скрывается в Соловецкой обители, не объявляя своего звания. Приняв иночество под именем Филиппа, он, пройдя многие монастырские послушания, становится настоятелем монастыря (1545 или 1548 гг.). В период его управления монастырем значительно расширяются береговые вотчины, развивается и упорядочивается монастырское хозяйство, начинается каменное строительство на Соловецких островах. Были проведены также основные дороги на Большом Соловецком острове, 52 озера соединены каналами, введены многие технические усовершенствования. В сущности, Филипп смело претворял в действительность грандиозную духовную пространственную концепцию Соловецкого монастыря, сохранившуюся до нашего времени. Успенская церковь с Трапезной (1557 г.), Спасо-Преображенский собор (1566 г.), сушильный комплекс для запасов зерна, кузница, келейные корпуса, каменная гавань на Большом Заяцком острове - таков далеко не полный перечень строений того времени. Большинство из них сохранилось по сей день. В уставных грамотах Филиппа определялся порядок управления монастырскими угодьями, была упорядочена внутренняя жизнь обители, в игуменство Филиппа на островах началась борьба с пьянством, продолжающаяся, хотя и без заметных успехов, до нашего времени. Игумен Филипп продолжил традиции монастырской книжности и иконописания, при нем продолжал расти духовный авторитет обители. Будущий святитель принимает участие в составлении Судебника (1550 г.), в церковных соборах, в решениях о прославлении русских святых, в том числе преподобных Зосимы и Савватия. В 1566 г. Филипп призывается царем Иваном Грозным занять кафедру митрополита Московского - высший пост тогдашней церковной иерархии. Став во главе русского православия, он смело обличает массовый террор полубезумного государя. Против него фабрикуют ложные обвинения, лишают сана и отправляют в ссылку. В декабре 1569 г. с началом новой волны опричного террора Филипп был задушен государевым опричником Малютой Скуратовым. В 1591 г. тело святителя было перевезено в Соловецкую обитель и погребено рядом с могилой его наставника Ионы. Через 60 лет его мощи были перенесены в Москву, где и сохраняются до настоящего времени в Успенском соборе Кремля.
Святой Филипп. XVI в.
Начало 70-х годов XVI в. отмечено резким возрастанием военной угрозы со стороны шведов. На протяжении почти 50 лет территории северо-восточной Карелии и Кольского полуострова подвергаются непрерывным нападениям. В Белом море появляются иностранные военные корабли. В 1579 г. на Соловецких островах строится деревянная крепость с башнями, под началом московских воевод организуется оборона западного Беломорья. Все расходы по строительству оборонительных сооружений и содержанию воинских отрядов несет обитель. В то время монастырь обладал значительными материальными средствами и пользовался многими льготами. Основными источниками доходов обители были солеварение и морские промыслы, доход от продажи соли составлял 20-22 тыс. рублей в год. Немалая доля средств поступала в виде прямых денежных пожалований от московских государей и бояр. Монастырю жертвовали скот, хлеб, суда, угодья, книги, иконы и другие церковные ценности, железо, колокольную медь, ткани, драгоценности, меха и прочее. К концу XVI в. сложилась устойчивая традиция соловецкого богомолья, духовная вотчина монастыря охватывала огромную территорию к северо-востоку от Москвы - область, где нравственный авторитет обители был особенно высок. В конце XVI столетия вместо деревянных башен и стен на Соловецких островах строится каменная крепость. За 12 лет было построено 6 многоярусных башен и каменные стены толщиной 5-6 м, протяженность которых составляла около 1 км. Крепость имела глубоко продуманную систему обороны и осуществляла архитектурно-пространственный замысел святого Филиппа. По мнению историков, это была одна из самых мощных крепостей Европы того времени. В начале XVII в. монастырь содержал небольшую армию стрельцов, рекрутировавшихся из беломорских крестьян, и имел многочисленную артиллерию. В смутное время в конце XVI - начале XVII вв. Соловецкий монастырь стал неофициальной столицей Русского Севера, и во многом благодаря дипломатическим усилиям настоятелей монастыря и его военной мощи Беломорье осталось в составе Московского государства, был сохранен для России выход в Мировой океан. Неоднократные и по большей части неудачные нападения шведских “воинских людей” на монастырские владения дали повод видеть определенную закономерность в том, что всем, кто был послан на Соловецкую обитель, очень не везло по службе. В самом деле, несколько шведских военачальников, руководивших нападениями на материковые вотчины монастыря, после походов попали в тюрьму. По сей день на Белом море бытует легенда о том, как превращены были в камни шведские воины, вознамерившиеся попасть на архипелаг. С образованием Архангельска (1584 г.) и установлением регулярных торговых связей с Западной Европой в первой половине XVII в. значение монастыря как беломорской столицы угасло, но авторитет обители как крупнейшего духовного центра России продолжал оставаться очень высоким. На Соловецкие острова шли богомольцы со всей России, Украины, казаки с далекого Дона, новгородские и вологодские крестьяне. С освоением западного участка Северного морского пути на острова приплывали паломники из Сибири. Достаточно сказать, что только от богомолья обитель получала ежегодно несколько тысяч рублей - огромная по тем временам сумма. Соловецкий монастырь после Троицко-Сергиевского и Кирилло-Белозерского в XVII в. был самым богатым монастырем России.
Соловецкая крепость. XVI в.
Каменное строительство, начатое игуменом Филиппом, опиралось на опыт новгородских и московских мастеров. На Соловецких островах не было создано оригинальной архитектурной традиции, однако зачастую мастера прибегали к смелым решениям. Так, Спасо-Преображенский собор, по общему признанию, не имеет аналогов в русском зодчестве, и ученые споры об этом памятнике ведутся до сих пор. Замечательным памятником русского градостроительства является Соловецкая крепость, строившаяся под руководством монастырского старца Трифона. Крепость имеет не только продуманную систему боя, но и исключительно удачно расположена на местности. В XVII в. много внимания уделяется интерьерам и богатству убранства храмов, а также строительству келейных корпусов и укреплению обороны. Соловецкий Кремль - один из немногих целостных монастырских архитектурных ансамблей XVI-XVII вв., сохранившихся до нашего времени. Никакие последующие перестройки не смогли нарушить замысел святого Филиппа, заложившего в пространственное решение монастырского комплекса глубокую философскую идею.
Памятники архитектуры.
Конец XVI - начало XVII вв. Соловецкий монастырь уже с середины XVI в. служил местом ссылки для всех, кто по мнению властей нуждался в “исправлении духовном”. На острова попадали самые разные люди: побежденные в религиозных спорах, опальные бояре, жертвы политических интриг. Насильственное пострижение в соловецкие монахи также нередко практиковалось в качестве наказания. Изучая историю Соловецкого монастыря, сталкиваешься с поразительным парадоксом русского сознания: тот, кто вставал на путь духовного поиска, так или иначе оказывался в монастыре либо в качестве добровольного постриженника, либо в качестве ссыльного или узника. На Соловецких островах этот парадокс проявлялся наиболее явственно. В 50-х годах XVI в. на архипелаге в заключении находился бывший настоятель Троицко-Сергиевого монастыря игумен Артемий, обвиненный в ереси. Он был одним из немногих, кому удалось бежать с островов. В конце XVI - начале XVII вв. в монастырь на Белом море попадает португальский монах Николай Мело вместе с японским юношей, принявшим католичество. Насильственно был пострижен в монахи знаменитый деятель времен смуты Авраамий Палицин. С началом церковных реформ бывшего соловецкого постриженника Никона на острова начинают ссылать его религиозных противников. В то же время одновременно с этим в Москву для участия в проведении реформ церкви был вызван Арсений Грек, весьма нелюбимый соловецкой братией.
Узники монастыря.
Конец XVI - начало XVII вв. В первой половине XVII в. в Соловецком монастыре сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, сохранялись лучшие традиции обители, упрочившиеся в игуменство святого Филиппа: “умное делание”, любовь к книжности, отшельничество и прочее, а с другой - появились случаи нарушения внутреннего порядка, возникло имущественное неравенство среди братии: одни монахи довольствовались в быту лишь самым необходимым, другие, имея несколько служителей, вели собственное хозяйство. Те, кто не желали мириться с подобным положением дел, покидали монастырь и начинали отшельническую жизнь в отдаленных частях Соловецкого архипелага. Это явление монастырской жизни в XVII в. было настолько распространено, что зачастую монастырские власти не знали, сколько и где на Соловецких островах обитает подвижников. На таких нарушителей монастыря устраивались облавы, а пойманных “смиряли по монастырскому обыкновению нещадно”. Одним из самых замечательных соловецких пустынников был преподобный Елеазар Анзерский (умер в 1654 г.), основатель Троицкого скита на крайнем северо-восточном острове Соловецкого архипелага. Это был настоящий подвижник, слава о нем распространилась до Москвы, и именно к нему пришел принять иноческий образ некий нижегородский поп Никита Минич - в будущем патриарх Никон, вошедший в историю православия как крупнейший церковный реформатор.
Преподобный Елеазар Анзерский. XVII в.
Говоря об экономическом благосостоянии Соловецкого монастыря в XVII в., историки обычно подчеркивают многочисленные льготы, предоставленные монастырю Москвой, совершенно забывая о том, что монастырь платил разного рода подати за материковые угодья и своих зависимых крестьян. Кроме того, льготы на продажу соли неоднократно отменялись, а подати в казну платились исправно. Все это связано с политикой Москвы в отношении Севера, в котором власть видела неиссякаемый источник денежных поступлений. Начиная с конца XVI в. власти приступили к прямым денежным изъятиям из монастырской казны. Соловецкий монастырь посылал деньги царю Федору Иоановичу и Василию Ивановичу (Шуйскому), ополчению Минина и Пожарского в смутное время. Царю Михаилу Федоровичу монастырь дал почти 15 тыс. рублей, а его сыну - государю Алексею Михайловичу - более 40 тыс. рублей, что составляло огромную сумму. “Соборное Уложение 1649 года” продолжило наступление на церковное имущество и запрещало монастырям приобретать вотчины. Более того, во времена патриарха Никона часть соловецких вотчин была передана другим монастырям. К началу 60-х годов XVII в. экономическое состояние монастыря ухудшилось настолько, что оскудела даже братская трапеза, не говоря уже о положении монастырских крестьян. Начался период глубокого распада и нравственного упадка. Документы того времени - по большей части доносы и челобитные свидетельствуют о “нестройном житии”, “утеснениях”, побоях и пытках. Некий монастырский приказчик, например, “жег мужика на огне, безвинно, ради своей бездельной корысти”. Пришла в упадок соловецкая традиция книжности: большинство братии, не исключая некоторых монахов-священников, были просто неграмотны. Таким образом, рушилось то, что трудом, смирением и любовью созидалось на протяжении двух столетий. Но внешнее благополучие продолжало впечатлять богомольцев. Численность братии составляла свыше 350 человек - самое большое число монашествующих за всю историю Соловецкого монастыря.
Экономическое состояние обители. XVII в.
В 60-х годах XVII в. на островах образовалась авторитетная колония противников патриарха Никона. Эти люди оказывали ощутимое влияние на состояние умов соловецкой братии, и когда в 1657 г. на Соловецкие острова привезли исправленные богослужебные книги, монастырские старцы категорически отказались их принять. Никакие увещевания не могли сломить упорство монахов, и в конце концов государь Алексей Михайлович потерял терпение и конфисковал все материковые монастырские владения. В ответ на это братия отправила в Москву послание, в котором были такие слова: “Аже Ты, Великий Государь, в старой вере быть не благоволишь, то вели прислать на нас меч свой царский и переправить нас от сего мятежного жития на житие вечное и безмятежное”. Таким образом монастырь, на который не отваживались нападать иноземцы, пригрозил начать борьбу с царскими властями. Весной 1668 г. на острова с отрядом стрельцов прибыл Игнатий Волохов и началась 8-летняя осада обители. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев вылилось в вооруженное сопротивление царской власти. Неприятие церковных реформ выявило глубинные слои российского менталитета, религиозное сознание было как бы вывернуто наизнанку, а идея Святой Руси претерпела драматический надлом. “Соловецкое сидение” продемонстрировало поразительное бессилие и осаждающих и осажденных, но также показало великолепные боевые качества Cоловецкой крепости. Желая ликвидировать опасный очаг сопротивления на Севере, царь Алексей Михайлович в то же время не стремился разорить обитель. Воеводы, подступавшие к монастырю, получали противоречивые инструкции, а вести планомерную осаду островной крепости в сердце Студеного моря было крайне затруднительно. В первые годы осады государевы стрельцы отправлялись зимовать на материк и осажденные имели возможность пополнить свои воинские силы и запасы. Существенное значение имел приход в монастырь остатков разбитых отрядов Степана Разина, который, кстати сказать, был в Соловецком монастыре на богомолье в 1654 г. Среди осаждавших монастырь войск отмечалось сочувствие к восставшим. Сменилось несколько царских воевод, вызвавших недовольство царя. Но не было единства и среди осажденных: одни, покидая монастырь, не верили в успех восстания, но желали распространять религиозные идеи старообрядчества; другие, мало интересуясь религиозными спорами, просто спасали свою жизнь, уходя из обители. Поразительно, что даже ортодоксальные церковные историки, безусловно осуждая постриженников, пишут о них с глубоким сочувствием. Наиболее кровопролитные столкновения произошли после назначения воеводой Ивана Мещеринова. Было предпринято несколько неудачных попыток штурма, но сил и припасов у осаждавших было явно недостаточно. Примерно 500 осажденным, укрывшимся за мощными стенами, Мещеринов мог противопоставить около 900 человек. Весной 1675 г. стрельцам пришло подкрепление, и царские войска, оставшись зимовать на Соловецких островах, начали продолжительную осаду. Но дело решило предательство: инок Феоктис указал тайный проход в монастырь, и январской ночью 1676 г. после короткого боя участь мятежной обители была решена. Из 500 участников восстания после взятия крепости в живых осталось только 60, 28 из них были подвергнуты мучительным казням, некоторые монахи смогли купить себе прощение. Иван Мещеринов, обвиненный в хищении монастырских ценностей, впоследствии попал в опалу.
“Соловецкое сидение”. XVII в.
По преданию, оставшиеся в живых после взятия монастыря иноки стали апостолами старообрядчества на Севере, а позднейшая легенда о Беловодии - неком далеком царстве божием на земле - прямо называла в числе основателей его 13 соловецких монахов. Так или иначе, но авторитет обители претерпел заметный ущерб. Большая часть братии была переведена в Соловецкую обитель из других монастырей, экономическое могущество обители отходило в область преданий. Часть крестьян Севера перестала придерживаться старообрядчества, и для них монастырь остался только святым воспоминанием. В 1694 и 1702 гг. Соловецкий монастырь посещал Петр Великий, щедро одаривший обитель и восстановивший военное значение Соловецкой крепости. Со вторым посещением связаны первые победы в Северной войне и основание Санкт-Петербурга. Корабль Петра стоял на якоре у Большого Заяцкого острова, где была построена церковь Андрея Первозванного, объявленного Петром I покровителем Российского флота. Петр I положил начало традиции посещения Соловецкого монастыря представителями царственного дома Романовых и как бы установил глубокую внутреннюю связь Русского флота с Соловецкими островами.
Петр I на Соловецких островах. Конец XVII - начало XVIII вв.
После подавления Соловецкого восстания состав братии изменился, исчезли многие традиции соловецкого “жития”. Все это привело к увеличению числа проступков монашествующих - случаев пьянства, рукоприкладства и даже воровства. Это не могло не оказывать неблагоприятного влияния на ту часть братии, которая стремилась к истинному иноческому благочестию. Усилению кризиса монашеского движения в XVIII в. активно способствовала и государственная политика, начатая Петром I и направленная на мелочную регламентацию жизни монастырей. Одной из причин нездоровой атмосферы в Соловецком монастыре было разрешение Святого Синода делить между братией остаток монастырских доходов, что являлось прямым нарушением общежитейского устава. Возобновление старого устава, по древним преданиям, происходило в настоятельство архимандрита Герасима (1793-1796 гг.), ученика знаменитого старца Паисия Величковского, с именем которого связывают начало духовного возрождения русского монашества в XVIII в. Еще до Герасима в Соловецкий монастырь пришел другой ученик Величковского - старец Феофан, который в конце своей долгой и трудной жизни предсказал: “Обитель претерпит поношение, но вскоре еще более прославится…” И то и другое сбылось.
Быт и нравы. XVIII в.
В начале царствования Екатерины Великой последовательное ограничение владельческих прав монастырей завершилось секуляризацией монастырских вотчин и конфискацией их денежных средств (1765 г.). В порядке компенсации монастырям выдавалось ежегодное содержание. С этого времени Соловецкий монастырь был вынужден ориентироваться прежде всего на развитие собственных промыслов и привлечение богомольцев на острова. Вторая половина XVIII - первая половина XIX вв. - время интенсивного развития скитов и пустыней архипелага и неуклонного развития внутримонастырского хозяйства. В отличие от других монастырей, пришедших в упадок в результате конфискации их владений, Соловецкий монастырь продолжал успешно развиваться, более того, усилиями соловецкой братии были возрождены некоторые северные монастыри. О благополучии обители свидетельствуют замечательные постройки конца XVIII - XIX вв.Филипповская церковь, Никольский храм, знаменитый соловецкий док, каменные постройки в скитах. Монастырь начинает издательскую деятельность. Стараниями архимандрита Досифея напечатаны “Соловецкий летописец”, “Описание Соловецкого монастыря”, собираются сведения о житии достойных соловецких иноков. При архимандрите Димитрии у монастыря имелся уже значительный банковский счет. Оздоровляется и нравственный климат обители. Героями “Соловецкого пятерика” в XIX в. становятся люди “некнижные”, простые труженики: кузнецы, рыбаки, крестьяне и солдаты. Монастырь приобретает тот “мужицкий характер”, о котором писали паломники во второй половине XIX в. И если дух подвижничества, заповеданный преподобными основателями монастыря, в обители почти исчезнет, то другая их заповедь - трудолюбие - живет в монастыре вплоть до его закрытия. Отношение к труду у многих иноков было осознанно-религиозным. Некоторые из них говорили: “Молимся ди работаем, а труд, известно, - та же молитва”.
Экономическое развитие. Конец XVIII - начало XIX вв.
Знакомство с судьбой сосланных в Соловецкий монастырь дает представление об истории политических интриг, религиозных поисков и общественного сознания России, а также истории довольно оригинальных правовых норм, существовавших в нашем отечестве в XVII-XIX вв. Простое перечисление категорий узников представляет немалый интерес. На острова попадали за “уклонение от православия” и “творение бытия в небрежении”, за шпионаж и изготовление фиктивных ассигнаций, за буйный нрав, за предсказания судьбы царствующего дома, за связь с нечистой силой и прочее. В монастыре смирялись убийцы, революционеры, различные сектанты и старообрядцы самых разных толков. Иногда власти не могли сформулировать обвинение, и поэтому нередко в монастырских документах встречаются слова “за неведомую вину”. Условия содержания также были различными. Некоторые узники пользовались неизмеримо превосходившим содержанием, чем простые монахи, другие жили наравне с братией, иных держали в тяжких трудах, некоторые не работали, но выпускались из своих камер только по праздникам, а иные содержались безысходно. Бежать пытались многие, но удавалось это далеко не всем. Некоторые узники попадали в такие условия, что на них просто сгнивала одежда, люди сходили с ума, слепли. Когда заключенным удавалось подать весточку на волю, они часто просили перевести их с Соловецких островов на каторжные работы - там их положение регулировалось хоть какими-то законами, а в монастыре они находились во власти произвола тюремщиков. Примечательно, что охраняли узников оштрафованные солдаты, для которых сама служба на островах была наказанием, как, впрочем, и перевод сюда монахов из других монастырей за проступки. Официально соловецкая монастырская тюрьма была закрыта в 1903 году, но ссылка на острова продолжалась до начала I мировой войны.
Узники монастыря. Конец XVIII - начало XIX вв.
Большинство сохранившихся памятников архитектуры на Соловецких островах - это сооружения XVIII-XIX вв. Внешне маловыразительные здания нередко скрывают довольно оригинальные архитектурные решения. Например, Никольская церковь (1834 г.) и колокольня вблизи производят впечатление весьма неудачных построек, но “прочитанные” издали в контексте всего монастырского ансамбля оба здания приобретают смысл и выразительность. Кроме того, Никольский храм имеет оригинальное, устремленное ввысь внутреннее пространственное решение. Деревянные сооружения XIX в., даже если не имеют особых архитектурных достоинств, весьма добротны. Сегодня даже заурядные здания того времени и мелкие детали интерьера представляют интерес. Отдельную группу построек составляют гидротехнические сооружения - док, каменные набережные, дамба на Большую Муксалму, шлюзы, каналы и пристани. Нельзя не упомянуть об уникальности комплекса хозяйственных построек на Сельдяном мысу, созданного для берегового обслуживания монастырских промысловых и транспортных судов. Особо нужно сказать и о качестве строительства: некоторые деревянные постройки, иные со следами английских ядер, продолжают служить и поныне без капитального ремонта.
Памятники архитектуры. Конец XVIII - начало XIX вв.
Война, названная Крымской, в действительности происходила на просторах шести морей и трех океанов. В первых числах июня 1854 г. в Белое море вошла объединенная англо-французская эскадра из 10 военных судов. Утром 6 июля два английских фрегата появились у Соловецких островов. Корабли подняли переговорные флаги и сделали три холостых выстрела. Береговая батарея из двух орудий ответила боевыми залпами. Английские источники истории войны на Белом море практически не изучены, и нет возможности сказать, была ли бомбардировка Соловецкого монастыря спланированной операцией или стала результатом недоразумения. Бой 6 июля длился около часа, после чего поврежденный неприятельский фрегат отступил. 7 июля англичане предприняли еще одну попытку переговоров, закончившуюся безрезультатно, после чего был начат обстрел, продолжавшийся 9 часов. Хотя с кораблей было выпущено до 1800 ядер и бомб, убитых и раненых не было, а повреждения зданий оказались незначительными. Неприятель не сделал попытки осуществить высадку, к которой готовились в монастыре, и покинул Соловецкий рейд. Прошло уже 40 лет, как Соловецкий монастырь был вычеркнут из списков военных крепостей, и небольшая военная команда с группой “охотников” - добровольцев не смогла бы противостоять англичанам. Эразм Омманей, командующий Северным флотом, был сменен адмиралтейством, и в 1855 г. на Белом море командовали Т. Бейли и Э. Гилберт. Неприятельские корабли в то лето 5 раз появлялись у Соловецкого монастыря, пытались вести переговоры с настоятелем Александром. Английские матросы облюбовали в тот год Большой Заяцкий остров, где, как сообщал старец Лимион, сосланный в Андреевский скит за пьянство, они перестреляли всех баранов, которые паслисьна острове, и забрали из скита все запасы. События 1854-1855 гг. сразу же обросли чудесами и легендами, Соловецкая крепость стала необычайно популярной. В память о том времени сохранены следы английских ядер на монастырских стенах, образ Богородицы, поврежденный неприятельской гранатой, и Переговорный камень на берегу моря между Кислой губой и Большим Заяцким островом.
Военные события. XIX в.
Через 150 лет после Петра Великого, в 1844 г., Соловецкий монастырь посетил 17-летний генерал-адмирал Российского флота - второй сын Николая I Великий князь Константин Николаевич. С его именем связано не только перевооружение флота, но и многие другие либеральные преобразования. Судьбе было угодно, чтобы его потомки в результате серии браков королевских домов Европы стали в наше время наследными принцами Великобритании и Испании. В память о посещении монастыря Константином Николаевичем поставлена часовня. В июне 1858 г. в Соловецкий монастырь прибыл император Александр Николаевич. Он щедро одарил обитель, пожаловав ей в числе прочих даров колокол, отлитый из серебра и бронзы в память о событиях 1854-1855 гг. В 1870 г. в гавань Благополучия:вошел пароход “Вера” и ко Святым воротам сошел на берег четвертый сын Александра II - Великий князь Алексей Александрович. С этим визитом августейшей особы связан неудачный опыт субсидирования пароходного сообщения на Белом море. После гибели Александра II Великий князь Алексей встал во главе морского министерства, сменив своего дядю - Великого князя Константина Николаевича, и занимал этот пост до 1905 г. Говоря о Беломорском пароходстве, следует заметить, что с 1861 г. монастырь организовал регулярное сообщение с материком на своих судах, дававшее ощутимый доход. Непрерывно обновляя свой флот, монастырь полностью контролировал перевозки богомольцев и по праву гордился своими пароходами. Третий сын Александра II - Великий князь Владимир Александрович был на островах летом 1885 г. Это посещение стало решающим в судьбе крестьянского мальчика Саши Борисова: поддержка Великого князя Владимира позволила юному монастырскому труднику стать знаменитым живописцем. Первым же заметил талант юноши отец Ионафан, будущий настоятель восстановленного соловецкими иноками Трифоно-Печенегского монастыря. Об отце Ионафане с большой теплотой писал соловецкий узник писатель Валентин Пикуль. Потомок Великого князя Владимира Александровича - юный Георгий Николаевич побывал в монастыре в мае 1994 г. В 1913 г. вся Россия праздновала 300-летие дома Романовых. К этой дате на Соловецких островах спешили закончить строительство системы судоходных каналов, соединявших основные озера Большого Соловецкого острова. На торжестве, посвященном окончанию строительных работ, присутствовала Великая княжна Елизавета Федоровна - вдова Великого князя Сергея Александровича, убитого эсерами в 1905 г. В память об этом посещении последний канал озерной гидротехнической системы назван Елизаветинским. Елизавета Федоровна прославилась подвижнической жизнью и обширной благотворительной деятельностью. Она приняла мученическую кончину вместе с другими членами императорской фамилии в 1918 г.
Романовы на Соловецких островах. XIX в.
Со времени секуляризации монастырских владений и введения штатов в 1764-1765 гг. жизнь российских монастырей подвергалась мелочной регламентации. Особый статус ставропигиального монастыря, подчинявшегося непосредственно Синоду, не освобождал Соловецкую обитель от обязанности посылать подробные ежегодные отчеты и характеристики монашествующих в синодальную контору в Санкт-Петербурге. Благодаря этим документам известны многие подробности монастырской жизни и видна довольно достоверная картина нравов Соловецкого монастыря в последний период его существования. Отзывы о монашествующих посылались нелицеприятные, власти совершенно не интересовались духовными запросами иноков. Удивляет то, что подавляющее число иноков, оценивающихся положительно, - это прежде всего постриженники из крестьян. Например, монах Феоктист (в миру Федор Соснин) - строитель каменной гавани и дока - характеризуется послушанием и трудолюбием. Наместник Питирим “занимается делом, но малоопытен и по гордости непослушен”. Монах Евлампий - “очень хороший, весьма полезный и охотный труженик”. Некоторые характеристики заставляют задуматься, а подчас и улыбнуться: игумен Паисий в 1872 г. был переведен на острова “за составление понятия о внутренней молитве” под “строжайший надзор настоятеля”. Монах Иринарх (возглавлял совершенствование и строительство первой гидротехнической системы) - “отличных качеств, сильный волевой характер, несокрушимой энергии, до самоотвержения предан своему делу”. Иринарх в 1920 г. остался в монастыре после его закрытия и продолжал заниматься каналами и в лагерное время.
Быт и нравы. XIX-XX вв
Трудными были последние годы Соловецкого монастыря. В 1916 г. против архимандрита Иоаникия выступили монахи - бывшие солдаты Порт-Артура, поступившие в монастырь по обету. В результате “соловецкой свары”, попавшей в газеты, настоятель Иоаникий вынужден был покинуть острова и во главе монастыря был поставлен архимандрит Вениамин. Во время гражданской войны на архипелаге находились рота английских солдат, части сербского корпуса и отряд финских белогвардейцев. С приходом советской власти сразу же встал вопрос о закрытии монастыря и создании на Соловецких островах исправительно-трудовых учреждений. Архимандрит Вениамин был отправлен в ссылку, а на базе монастырского хозяйства был создан совхоз. На архипелаге осталось несколько десятков монахов, работавших на прежних послушаниях. Краткий период 1920-1923 гг. отмечен упадком развитого и налаженного прежде островного хозяйства, расхищением монастырских ценностей и таинственным исчезновением образа Спасителя работы Елеазара Анзерского. При передаче хозяйства совхоза ОГПУ в мае 1923 г. в монастырском Кремле случился пожар - самый разрушительный за всю историю обители… Бывший архимандрит Вениамин, отбыв ссылку, поселился в скиту недалеко от Архангельска, где был зверски убит грабителями, искавшими “монастырское золото”. А. Н. Кедров - знаменитый большевик архангельского севера, “герой” гражданской войны, по приказу которого был ликвидирован монастырь, был впоследствии расстрелян
Закрытие монастыря. XX в.
В 20-30-е годы образ славной обители вытеснил из сознания русских людей Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Официально острова были переданы в ведение ОГПУ в мае 1923 г., но ссыльные и заключенные содержались там уже с 1920 г. Соловецкий архипелаг дал имя знаменитой книге А. И. Солженицина. Документы по истории соловецкого лагеря в значительной части уничтожены, и многое в истории периода с 1923 по 1939 гг. остается тайной. Неизвестна численность людей, прошедших через СЛОН. Так, в конце 20-х годов на островах содержалось 25-30 тыс. заключенных более чем 60 национальностей. Значительную часть лагерного населения составляли уголовники, бывшие офицеры, дворяне, интеллигенция, “политики” (члены политических партий, пытавшихся создать оппозицию большевизму, - анархисты, меньшевики и эсеры). Отдельные категории составляли националисты и духовенство. В начале 30-х годов качественный состав заключенных меняется, а с 1937 г. лагерь превратился в Соловецкую тюрьму Особого назначения (СТОН). Значительную часть заключенных составляли осужденные по 58 статье, в том числе большевики, зачастую занимавшие видные государственные посты. В период 1923-1939 гг. практически все властные и судебные функции выполняла лагерная администрация. До 1929 г. СЛОН имел 5 отделений на архипелаге и несколько отделений на островах Белого моря и на материке. Затем в 1930-1937 гг. он входил в качестве отделения в более обширные лагерные структуры. Вехой мученических путей России назвал Соловецкие острова бывший соловецкий заключенный О. В. Волков.
Соловецкий лагерь особого назначения. XX в.
С 1939 г. на Соловецких островах базировался Учебный отряд Северного Флота (УОСФ). С 1942 по 1945 гг. в качестве одного из подразделений отряда действовала знаменитая Соловецкая школа юнг. На островах размещалось также несколько батарей, пулеметная рота, авиазвено, военный госпиталь. Имелись портновская мастерская, подсобное хозяйство, матросский клуб, дом флота, музыкальная команда. Активных боевых действий в районе архипелага не велось, но на острова было совершено несколько авианалетов, в иные дни тревога объявлялась до десяти раз. После войны Соловецкие острова продолжали оставаться в ведении Министерства обороны. В период до середины 60-х годов соловецким памятникам был нанесен колоссальный ущерб. Здания произвольно перестраивались, просто разбирались на дрова, оставшиеся иконы шли на растопку печей. С созданием музея-заповедника и началом реставрационных работ Соловецкие острова стали приобретать гражданский вид. Остатки воинской части в начале 90-х годов были окончательно выведены с острова. В настоящее время на архипелаге проживает около 1200 человек, имеется около двух десятков учреждений и частных предприятий. В целом на островах царит глубокий социально-экономический кризис, власти бессильны, население деморализовано, многие специалисты покидают остров. Здесь как в капле воды отражаются трагизм, неблагополучие и противоречия России, причем в силу островного положения это происходит наглядно и остро.
Учебный отряд Северного Флота. XX в.
25 октября 1990 г. на заседании Священного Синода под председательством патриарха Алексия II было принято решение о возрождении Соловецкого монастыря. В августе 1992 г. состоялось перенесение мощей преподобных соловецких чудотворцев в Соловецкую обитель. В память об этом в календаре русской православной церкви появились два новых праздника - Второе перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа (21 августа) и Собор соловецких святых (22 августа). В эти дни на острова прибывают многочисленные паломники. В настоящее время в монастыре около 30 монашествующих и послушников. Служба на Соловецких островах совершается в двух храмах. Монастырь имеет три подворья: в Москве, Архангельске и Кеми. У обители имеется небольшое хозяйство: молочное стадо, несколько автомашин, морской катер, купленные на деньги, пожертвованные монастырю А. И. Солженициным. Монастырь ведет большую работу по реставрации соловецких памятников, особенно по восстановлению интерьеров храмов и иконостасов. В настоящее время ведутся работы в Филипповской церкви, в Троицком скиту, осуществляется подготовка к реставрации интерьеров Никольской церкви и Спасо-Преображенского собора. Продолжает монастырь и издательскую деятельность: регулярно выпускается “Соловецкий православный церковный календарь”, вышел в свет и “Соловецкий пятерик”, содержащий жизнеописание многих соловецких подвижников.
|