Главная

Опытная станция

Васильевская церковь

Великие люди

Фотогалерея

Об авторе

В. И. ЩЕЛКУНОВ.

Родился в 1910 году. Место рождения, по-новому административному делению, большой Прислон Котласского района, Архангельской области. Отец, Щелкунов Иван Васильевич, рождения 1875 года, уроженец той же деревни, происхождения из крестьян, но сам рабочий. До Октябрьской революции он работал слесарем и пароходным машинистом в речном транспорте на реке Северная Двина. Член ВКП(б) с 1917 года. После Октябрьской революции и до 1942 года отец работал по своей специальности, а также на партийных должностях в г. В-Устюг, Вологодской области. С 1942 года – пенсионер. Мать – Щелкунова Наталья Михайловна, уроженка Вологодской области. До Октябрьской революции временами жила с отцом по месту его работы, а временами в деревне Большой Прислон, где была своя изба и 0,5 десятин Земли. В 1918 году мать получила земли на 6 человек ( около 3,5 десятин ) и до 1928 года занималась сельским хозяйством. В хозяйстве была лошадь , две коровы и необходимый сельскохозяйственный инвентарь. Отец помогал семье материально. В 1928 году решением отца и матери все хозяйство в деревне было ликвидировано и со всем семейством мать переехала к отцу в г. В-Устюг, где и живет с отцом в настоящее время.(?) Адрес отца и матери: Вологодская область, г. В-Устюг, Кооперативная 18, кв.5. В. И. Щелкунов с десятилетнего возраста начал работать в хозяйстве матери. В 1922 году окончил сельскую школу – четырехлетку. С 1922 года по 1926 год работал в крестьянском хозяйстве матери, учиться дальше не было возможности. С 1926 года по 1928 год окончил два класса школы 2-й ступени в г. В –Устюг. В свободное время от учебы занимался крестьянством . В комсомол вступил в 1925 году и выбыл из него в 1936 году, после вступления в члены ВКП (б). В конце ноября 1928 года добровольно поступил в Ленинградскую школу летчиков, которую окончил в мае 1930 года. После окончания теоретической школы был направлен во 2-ю военную школу летчиков и окончил ее в ноябре 1931 года, был выпущен военным летчиком – инструктором 1-го разряда и назначен в 8-ую школу военных пилотов города Одесса, где проработал с декабря 1931 года по июль 1933 года в должности инструктора- летчика и командиром взвода. В июль 1933 года был назначен командиром звена в 29 ЛБАЭ им. Ленина, базирующуюся в г. Спаске – Приморском на Дальнем Востоке, где и работал командиром звена, а затем командиром отряда до сентября месяца 1937 года. В сентябре 1937 года был назначен командиром отряда в 49 СБАЭ г. Курска, где служил до июля 1938 года. В июле 1938 года эта эскадрилья была переформирована в 51 СБАП. В. И. Щелкунов был назначен командиром эскадрильи и служил там же по декабрь месяц 1939 года. В конце 1939 года был командирован учиться на Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования ВВС КА, которые успешно закончил в сентябре 1940 года. Отечественную войну (1941-1945 г) встретил в должности заместителя командира авиаполка. Первые недели войны гитлеровская пропаганда не раз трубила об уничтожении Красной Армии, о полном разгроме советской авиации. И вдруг в газете за 9 августа сообщение: «Налет советской авиации на Берлин». И действительно, в ночь с 7 на 8 августа, наши самолеты бомбардировали военные объекты столицы гитлеровского рейха. Таким был наш ответ фашистам. Кто они- герои первой воздушной атаки на Берлин- люди, которые в эти тяжелые для страны дни, совершили беспримерный по трудности и героизму полет? А через день - новое сообщение о втором воздушном налете на Берлин. Шли дни. Получено новое задание. Лететь предстояло на новых советских машинах, ночью на высоте 6 и более тысяч метров, в основном над морем, по приборам, возможно без всяких ориентировок… Об этом думал командир группы Василий Иванович Щелкунов и члены экипажа. Надеты меховые комбинезоны, парашюты, спасательные пояса. Экипажи разошлись по машинам. В полной темноте стартуют самолеты. Направление полета указывает лишь крохотный огонек - фашисты совсем рядом с этим фронтовым аэродромом и нередко бомбят его. Самолет идет над Балтикой. Внимательно следят командир и штурман за приборами. Вскоре показались слабенькие огоньки, Берлин! Город затемнен, видны только отблески в заводских трубах. И вдруг над ним возникает кольцо вспышек. Оно поднимается все выше. Вот уже машина летит среди разрывов зенитных снарядов. Летит вперед. Внизу - цель, военный завод. Штурман нажимает кнопку электросбрасывателя… Один за другим выходят на цель наши самолеты, бомбят в Берлине военные объекты.

вверх

 

Шергин Данил Николаевич, МОУ "Удимская №1 средняя общеобразовательная школа"