г. Северодвинск [45kb]

       На этой страничке Вы можете узнать о градообразующих предприятиях оборонной промышленности нашего города. О том, с чего и начиналась история строительства Северодвинска.

ПО "СЕВМАШПРЕДПРИЯТИЕ"
       В декабре 1989 года ПО "Севмашпредприятие" (СМП) отмечало свое пятидесятилетие. Трудом людей трех поколений - рабочих, инженеров, строителей - создан уникальный промышленный комплекс по выпуску оборонной техники, продукции для народа.
       Днем своего рождения СМП (завод № 402) считает 21 декабря 1939 года. К этой дате - дню рождения "вождя народов" - была произведена закладка линейного корабля "Советская Белоруссия".
       Строительство завода № 402 началось в 1936 году. Город возник полвека назад, как рабочий поселок завода № 402. Вся стройка обозначалась общим названием "Судострой". Первым техническим директором завода № 402 был Копп Леонид Харитонович, арестованный 19 ноября 1937 года, в день своего рождения (1886 г.).
       Несмотря на огромный энтузиазм съехавшихся на Север людей, дела на новостройке шли туго, не все объекты пускались в срок. Сказывались и климатические условия и бытовая неустроенность и низкая квалификация рабочих, среди которых большинство составляли крестьяне близлежащих областей. Все это надо было оправдать перед "верхами", объявившими о невиданных темпах индустриализации. Объяснения просчетам, откровенным провалам искали часто во вредительстве, в деятельности якобы существовавших контрреволюционных и террористических организаций.
       С 1942 года Л. X. Копп работал на заводе № 402 - как заключенный, один из специалистов "Двадцатого отдела". Начальник строительства Б. Кронов, сменивший на этом посту И. Т. Кирилкина (арестованного в сентябре 1938 года в кабинете наркома промышленности, умер 26 марта 1942 г. в Кировском лагере), создал для Коппа относительно хорошие условия. У него было отдельное жилье, его использовали как специалиста. Копп ходил без конвоя, пользовался правом неограниченной переписки, получения посылок. Как инженер, он был нужен стройке, стране, и пользовался огромным уважением среди заключенных. Умер 16 июля 1950 года. Похоронен на кладбище недалеко от города, среди многих безликих могил.
       С октября 1942 года по август 1949 года директором СМП был Сергей Александрович Боголюбов. Пожалуй, нет более яркой личности и более драматической судьбы из числа руководителей, что стояли у истоков создания города и его промышленности.
       На заводе и в городе безраздельно властвовал НКВД. Отношение ко всем с их стороны - высокомерное, хозяйское. В любое время и кто угодно из них мог прийти на территорию завода, взять все, что приглянется.
       Директор взялся восстановить равновесие, четко ограничить владения и права НКВД и машиностроителей, напомнить, кто есть кто. И сегодня кажутся удивительными, непостижимыми те методы, какими приходилось добиваться справедливости, даже с применением оружия.
       К концу войны вдвое вырос коллектив предприятия, он стабильно выполнял план и занял вскоре ведущее место в отрасли по технологии, организации производства, по системе планирования.
       Какие планы были, сколько еще хотел сделать С. А. Боголюбов! И сколько сделал бы, если бы не это чудовищное несчастье, выпавшее на долю нашей страны, имя которому - культ личности.
       Его арестовали 30 августа 1949 года в рабочем кабинете. Пять лет, проведенные в тюрьме, вычеркнуты из жизни. Его жизнь после реабилитации связана с отраслевой наукой, с огромной воспитательно-патриотической, партийной деятельностью в Ленинграде. Умер в декабре 1990 года.
       Директором СМП с 1949 по 1951 год был Георгий Антонович Волик.
       С 1951 по 1971 год директором СМП был Евгений Павлович Егоров. Его имя не мелькало в печати, о нем говорили мало. Но голоса "из-за бугра" неизменно называли завод фирмой Егорова. Те же, кто работал рядом с ним, знали прекрасно его качества. Требовательность, душевность, эрудицию, глубокие инженерные знания. С его именем связаны реконструкция предприятия и переход на качественно новую индустриальную основу, укрепление его технологической базы.
       Создавались первые атомоходы - боевая мощь советского флота. Двадцать лет он отдал Севмашпредприятию, затем уехал в Николаев, преподавал в кораблестроительном институте. Умер в конце 80-х годов.
       С 1972 по 1986 год директором СМП был Григорий Лазаревич Просянкин. По выходу на пенсию уехал в Николаев.
       С 1986 по 1988 год директором СМП был Анатолий Иннокентьевич Макаренко. Назначен заместителем министра судостроительной промышленности.
       С 1988 года директором СМП работает Давид Гусейнович Пашаев. С его именем связан выход Севмашпредприятия па международные связи.
       Во время войны на Севмашпредприятии строили суда-охотники, ремонтировали суда и корабли конвоев, ледоколы; изготовляли бронебойные снаряды, корпуса фугасных мин, орудийные башни, взрыватели для глубинных мин; штамповали солдатские ложки, кружки, котелки, саперные лопатки.
       В начале 50-х годов на СМП выпускались дизельные п/л, надводные боевые корабли. Были построены два крейсера, которые по решению правительства порезали на металлолом, а не переоборудовали в авианосцы как в США.
       В 1057 году построена первая атомная подводная лодка "Ленинский комсомол", которая в 1962 году прошла подо льдами и всплыла в Арктике, дважды экипаж пересек Северный полюс.
       В 60-80-е годы на СМП создавался атомный подводный флот. В начале 80-х годов построена самая крупная в мире АПЛ класса "тайфун", которая занесена в "Книгу Гиннесса". По сообщениям газеты "Рабочая трибуна" в 1990 году спущена на воду АПЛ "пантера", предназначенная для уничтожения кораблей и подлодок противника. Как полагают в кругах, близких к военно-промышленному комплексу, новая субмарина может погружаться на глубину до километра и несет почти полторы сотни ядерных боеголовок.
       Грозная атомарина, на которой поднят военно-морской (славный андреевский) флаг, унаследовало имя своей героической прабабушки - спущенной на воду в 1916 году подводной лодки "Пантера", одной из первых подводных лодок Российского флота.
       18 сентября 1990 года первый и единственный в СССР прогулочный аппарат для подводного плавания "Ихтиандр" выведен из цеха и пущен на воду. На "Ихтиандре" одновременно могут совершить подводную прогулку, удобно разместившись в комфортабельном салоне, сорок два пассажира. Они будут наблюдать подводный мир через просторные иллюминаторы, нисколько не заботясь о том, что какая-нибудь рыба-страшилище может помешать прогулке. Все надежно и все открыто взору.
       На стенде музея предприятия фотографии людей, в разное время посетивших завод и расписавшихся в Книге почетных гостей.
       Легендарные полярники О. Ю. Шмидт и И. Д. Папанин, академики С. П. Королев, Б. Е. Патон, Е. П. Велихов, А. П. Александров, государственные деятели Н. С. Хрущев, Л. И. Брежнев, А. Н. Косыгин, маршалы Д. Ф. Устинов, А. А. Гречко, космонавты П. Р. Попович, В. В. Аксенов, А. А. Леонов.

ПО "СЕВЕР"
       9 июля 1946 года Советом Министров СССР принято постановление о строительстве завода № 893 (предприятие "Звездочка"). Начальником строительства, а впоследствии и первым директором завода (приказ МСП № 247/к от 7.7. 1951 г.) назначен Тимофей Васильевич Сафронов. Еще в начале марта 1936 года Т. Ф. Сафронов был назначен председателем комиссии по выбору места для строительства судостроительного завода и города. Было, осмотрено 12 площадок. Выбор пал на Никольское устье Северной Двины у Николо-Карельского монастыря. В начале апреля 1936 года комиссия представила материал в виде планового задания наркому промышленности на рассмотрение. 30 апреля 1936 года в Кремле состоялся разбор и утверждение планового задания. При утверждении выбранного места приняли участие: Сталин, Молотов, Орджоникидзе, Ворошилов, Каганович. Через час обсуждения Сталин произнес только одно слово - одобрить. Выбор места был решен.
       Первоначально предполагалось строить город на Яграх, поэтому первое строительство города началось на Яграх и в районе нынешних коттеджей на ул. Парковой. Временное строительство велось в районе монастыря. Все эти места были относительно сухими по сравнению с окружающими болотами. Вариант строительства города на о. Ягры был вскорости отклонен из-за неудобства доставки рабочих на завод, находящийся на противоположном берегу Никольского устья и трудности доставки питьевой воды.
       В 1946 году для строительства завода № 893 была выбрана площадка на острове Ягры, где в XVI веке находилось английское поселение со складами товаров. В 1947-1951 г.г. велись подготовительные работы: строительство подсобных предприятий и сооружений, подъездных путей и дорог, жилья для строителей, восстановление деревянного моста (построен в 1938 году, длина 2500 метров). В 1951 г. начато строительство основных промышленных объектов первой очереди: цех № 12, набережная, мостовой переход. В 1953 году были заложены фундаменты первых каменных жилых домов на Яграх. 30 сентября 1954 года (дата рождения предприятия "Звездочка") комиссией принят блок цехов № 12 (цех № 9), состоящего из:корпусно-сварочного участка, механического участка (станочный и слесарный), деревообрабатывающего участка, кузницы, участка покрытий, контрагентского участка (ЭМП), участка механика цеха. В 1955 г. построена котельная и введен в строй железобетонный мост.
       Приказом № 11 от 14.6.1956 г. ГУ-7 МСП директором завода назначен Григорий Лазаревич Просянкин, в связи с уходом па пенсию Т. В. Сафронова. Завод продолжал строиться: цех № 40 (под № 15) - 1958 г., плавдок пр. 764 - 1959 г., цеха № 4 и 41 - 1961 г., цех № 7 - 1962 г. и т. д.
       Приказом № 12 от 24.01.1972 г. МСП директором завода назначен Александр Федорович Зрячев, в связи с переходом Г. Л. Просянкина на СМП.
       В 1992 г. директором завода назначен Николай Яковлевич Калистратов.
       Предприятие начинало ремонт с буксиров и траулеров: 1956 г. - траулер "Тула", шхуна "Чистополь", буксиры "Се-веролес", "Селькор", траулеры "Беломорец", "Астрахань"; 1957-1958 г.г. - буксир "Рабкор", траулер "Жемчуг". С конца 50-х годов проводился ремонт дизельных п/л, в начале 60-х годов - СКР. С середины 60-х годов - ремонт АПЛ первого поколения; с начала 70-х годов - ремонт АПЛ второго поколения. С марта 1967 г. по 22 апреля 1970 г. на предприятии ремонтировался атомный ледокол "Ленин".


Документ обновлен: