Коренные народы в Советской России


Последствия ассимиляционной политики царской администрации в послереволюционный период вылились в развитие националистических движений (например, в Якутии, Бурятии). Тенденции к национальному возрождению народов бывшей Российской империи, в том числе и малочисленных народов Севера, не могла не учитывать молодая советская власть.

"Учитывая огромное политическое и экономическое значение северных окраин, с одной стороны, и катастрофическое положение племен их населяющих, с другой, а также полную неорганизованность и оторванность туземной массы от советского строительства и необходимость законодательной, административно-правовой и экономической защиты их интересов", Постановлением ЦИК Союза от 20/VI 1924 г. определялось учредить "Комитет содействия народностям северных окраин".

Система законодательных актов, разработанных Комитетом Севера, по своему духу и смыслу была очень близка "Уставу об управлении инородцами 1822 г." Признавалась экономическая и социальная необходимость сохранения своеобразного уклада жизни северных народов и при этом подчеркивалось их юридическое равноправие с остальными гражданами РСФСР и СССР.

В 1935 г. Комитет Севера был ликвидирован как выполнивший возложенную на него задачу, "проведение национальной политики в отношении народностей Севера возложено на отделы национальностей в краевых и областных исполкомах, а заботы о дальнейшем хозяйственном и культурном развитии народностей Севера -на главное управление Северного морского пути".

Так было положено начало приоритету административно-территориальных и ведомственных интересов на северных территориях в ущерб интересам его коренных жителей. Для коренных народов Сибири начался новый этап принудительной культурной и экономической ассимиляции.

Государственная политика освоения природных ресурсов Севера, Сибири и Дальнего Востока привела к колоссальному росту мигрантного населения и значительному сокращению территорий обитания и хозяйственной деятельности коренных народов этих регионов. Численность мигрантного населения увеличилась с 4 млн. человек в 1926 г. до 32 млн. в настоящее время.

Переселения, жизнь в больших поселках в качестве национального меньшинства, массовое отлучение детей от родителей для воспитания в интернатах, сокращение хозяйственных угодий и возможностей заниматься традиционными видами деятельности привели к духовному и экономическому кризису коренных народов. Начиная с семидесятых годов, в их среде распространяется скрытая безработица, алкоголизм, разрушается семья и традиционная культура. Эти явления повлекли за собой вначале уменьшение естественного прироста, а затем, в последние годы, и сокращение численности народов Севера.

За последние тридцать лет демографы наблюдали постепенное падение рождаемости и не уменьшение, как ожидалось, а изменение характера смертности. Основной группой риска стали не дети, как это было раньше, а люди репродуктивного возраста. Причем основной причиной смерти стали не болезни, а смерти от травм, несчастных случаев и самоубийств.

К концу семидесятых годов показатели смертности от этих причин достигли 50-процентного уровня, затем к концу восьмидесятых годов, в ходе проведения антиалкогольной компании, процент "неестественных" смертей снизился до 30. Но, с начала девяностых годов, показатель смертности от несчастных случаев и самоубийств вновь начал расти, и сейчас у разных групп коренного населения Севера он колеблется от 40 до 50 процентов, при общероссийском уровне показателя смертности от этих же причин около 10 процентов. Соответственно, уменьшились показатели средней продолжительности жизни - к концу семидесятых годов до 44 лет, в восьмидесятые годы произошло некоторое повышение этого показателя. В настоящее время демографы вновь наблюдают процесс сокращения средней продолжительности жизни у коренного населения. Низкая рождаемость и высокая преждевременная смертность, наблюдаемые в последние тридцать лет, заставляют демографов высказывать самые пессимистические прогнозы в отношении коренных малочисленных народов России.

В последнее десятилетие XX века наше государство демонстрировало свою готовность исправить ошибки прежней ассимиляционной политики в отношении народов Севера и следовать международным принципам и нормам. В 1989 г. нашим государством была подписана Международная Конвенция 169 МОТ "О коренных и ведущих племенной образ жизни народах независимых стран ". В новую Конституцию были внесены статьи, гарантирующие права коренных народов.

В 1990-1991 годах были образованы сразу несколько общественных организаций коренных малочисленных народов Севера: Ассоциация малочисленных народов Севера (1990), Депутатская Ассамблея малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (1991), Международная Лига малочисленных народов и этнических групп (1991). Все эти организации возникали в Москве, под покровительством высшей государственной власти, и проводили свои учредительные съезды в Кремле. Наиболее эффективной из них и работающей поныне является Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, объединяющая сорок региональных и этнических ассоциаций народов Севера.