Юкагиры

Юкаги́ры (самоназвание деткиль, одул, ваду, алаи) — восточно-сибирский народ. Относятся к древнейшему (аборигенному) населению северо-восточной Сибири.

Происхождение именования «юкагир» точно не установлено, возможно, было дано этому народу русскими, вероятно, через посредство эвенков (тунгусов) и в XX веке закрепилось как официальное наименование.

Традиционные занятия — рыболовство (с помощью невода), охота на диких оленей, ездовое собаководство.

Численность и расселение

По данным переписи 2002 г. численность юкагиров была 1509 человек. Расселены, в основном, в бассейне реки Колымы, в Республике Якутия (Саха) (1097 чел.), Чукотском автономном округе (185 чел.), Магаданской области (79 чел.). В Якутии юкагиры в основном сосредоточены в национальном юкагирском муниципальном образовании «Олёринский Суктул» Нижнеколымского улуса.

Численность юкагиров в России:

Язык

Юкагиры делились на ряд племён, наиболее крупными из которых были ходынцы, анаулы, чуванцы. Последние ассимилировались и полностью перешли на русский язык.

Юкагирский язык делится на северноюкагирский (тундровый) и южноюкагирский (колымский) язык, которые входят либо в уральско-юкагирскую семью, либо в изолированную юкагирскую семью. По переписи 2002 г. в Якутии из 1097 юкагиров владеют юкагирским языком лишь 310 чел. (28 %), якутским — 630 чел. (57 %), русским — 1046 чел. (95 %).

По переписи 2002 г. среди чулымцев двух регионов проживания (Томская область и Красноярский край — из 643 чел.) владеют чулымским языком 17,6% (113 чел.), русским — 100%.В целом по России 270 владеющих чулымским.

История

В древности (VII тыс. лет до н. э.) юкагиры жили на востоке от Енисея и на Саянах, где составляли единство с носителями уральских языков (финны, самодийцы) В XVII веке, к началу русской колонизации родоплеменные группы юкагиров (чуванцы, ходынцы, анаулы) занимали территории от реки Лены до устья реки Анадырь. Для них был характерен низкий уровень этнического самосознания. В XVII-XIX веках численность юкагиров сократилась вследствие эпидемий, междоусобиц; часть юкагиров была ассимилирована якутами, эвенами, русскими. В 1897 году насчитывалось 754 юкагира, в 1970 — около 600, затем численность начала расти. Общественные отношения юкагиров долгое время сохраняли пережитки матрилокального брака. Несмотря на христианизацию в XIX веке, большое влияние среди юкагиров имели родовые шаманы.

Традиции

К концу XIX века этнические традиции удалось сохранить, в основном, колымским юкагирам. Основу их хозяйства составляли охота на дикого оленя и транспортное оленеводство для тундровых юкагиров, охота на копытных животных, рыболовство и собаководство для верхнеколымских юкагиров. Многие элементы материальной культуры в течение XVIII-XIX веков складывались под влиянием эвенов, чукчей и якутов (орудия труда, транспорт, одежда). В то же время, в культуре юкагиров сохранился ряд архаических черт (культ предков и шаманов, жертвоприношения собак, «вороний» эпос), восходящих к древней циркумполярной традиции культуры охотников на дикого оленя.

Антропологические особенности юкагиров

Антропологически юкагиры относятся к байкальскому антропологическому типу североазиатской расы. В настоящее время в антропологическом типе юкагиров выявлен европеоидный сдвиг по сравнению с прочими байкальскими популяциями. Юкагиры по ряду признаков попадают в самый центр уральских групп (манси, ненцы, ханты), но имеют по отношению к ним наибольшую степень выраженности монголоидного комплекса, что, как и данные языка, свидетельствует о былом урало-юкагирском единстве.