Штурмовики

Штурмови́к — боевой летательный аппарат (самолёт или вертолёт), относящийся к штурмовой авиации и предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя, а также для прицельного поражения наземных и морских целей. Ранее данный тип самолёта предназначался для атаки живых целей, имеющий сильное вооружение для стрельбы вниз и броню, в соответствии с уставом Красной армии 1928 года, назывался «боевиком»[1].

Ил-2

Летно-Технические характеристики Ил-2 :
Размах, м 14,60
Длина, м 11,60
Высота, м 3,40
Площадь крыла, м2 38,50
Вес пустого, кгс: 4625
Вес взлетный, кгс: 6360
Максимальная скорость у земли, км/ч 375
Максимальная скорость на высоте 1200 м, км/ч 390
Время набора высоты 1000 м, мин 2,2
Дальность, км 685
Потолок, м 6000
Экипаж, чел 2
Один из самых грозных боевых самолетов Второй мировой войны Ильюшин Ил-2 производился в огромных количествах. Советские источники называют цифру 36163 самолета. Характерной особенностью двухместного самолета ЦКБ-55 или БШ-2, разработанного в 1938 г. Сергеем Ильюшиным и его Центральным конструкторским бюро, была бронированная оболочка, которая составляла единое целое с конструкцией фюзеляжа и защищала экипаж, двигатель, радиаторы и топливный бак. Самолет прекрасно подходил к определенной для него роли штурмовика, так как был хорошо защищен при штурмовке с малых высот, но от него отказались в пользу более легкой одноместной модели – самолета ЦКБ-57, который имел двигатель АМ-38 мощностью 1268 кВт (1700 л.с.), приподнятый, хорошо обтекаемый фонарь кабины пилота, две пушки калибра 20 мм вместо двух из четырех установленных на крыле пулеметов, а также подкрыльные ракетные пусковые установки. Первый опытный образец поднялся в воздух 12 октября 1940 г.

Ил-10

Летно-технические характеристики Ил-10 :
Размах, м 13,40
Длина, м 11,10
Площадь крыла, м2 30,00
Вес пустого, кгс: 4680
Вес взлетный, кгс: 6335
Максимальная скорость у земли, км/ч 507
Максимальная скорость на высоте 2800 м, км/ч 551
Время набора высоты 5000 м, мин 9,7
Дальность, км 800
Потолок, м 7250
Экипаж, чел 2
Чтобы обеспечить замену штурмовику Ил-2, в 1943 г. было разработано два разных опытных самолета. Вариант Ил-8, сохранив близкое сходство с Ил-2, был оснащен более мощным двигателем АМ-42, имел новое крыло, горизонтальное хвостовое оперение и шасси, объединенные с фюзеляжем самолета Ил-2 позднего производства. Он прошел летные испытания в апреле 1944 г., но от него отказались в пользу Ил-10, который являлся совершенно новой разработкой цельнометаллической конструкции и усовершенствованной аэродинамической формы. Главные стойки шасси убирались внутрь крыла, в связи с чем с крыла исчезли большие обтекатели, как у Ил-2. Положительные результаты испытаний опытного самолета привели к выпуску партии предсерийных машин. Массовое производство было начато в августе 1944 г., а оценка в действующих полках – два месяца спустя. Впервые этот самолет стал использоваться в феврале 1945 г., а к весне его производство достигло пика. Перед капитуляцией Германии многие полки были переукомплектованы этими штурмовиками; значительное их количество принимало участие в коротких, но широкомасштабных действиях против японских захватчиков в Маньчжурии и Корее в течение августа 1945 г.

Су-6

Технические характеристики:
Экипаж: 2 человека
Длина: 9,24 м
Размах крыла: 13,58 м
Высота: 4,20 м
Площадь крыла: 26 м²
Масса пустого: 4110 кг
Нормальная взлётная масса: 5534 кг
Максимальная взлетная масса: 6200 кг
Двигатель: 1 × звездообразный М-71Ф
Мощность: 2200 л. с.
4 марта 1940 года ОКБ Сухого получило официальное задание от Комитета Обороны при СНК СССР «Спроектировать и построить одномоторный бронированный одноместный штурмовик с мотором М-71… Самолет построить в двух экземплярах…». Работы по первому экземпляру начались в середине апреля 1940 года и продолжались до конца января 1941 года, что было вызвано переездом, ОКБ на новое место, слабой производственной базой завода № 289 и отсутствием мотора М-71. 1 марта 1941 года летчик А. И. Кокин приступил к проведению сокращенных заводских испытаний, продолжавшихся до конца августа. В ходе испытаний было установлено, что по скорости полета, скороподъемности и взлетно-посадочным характеристикам Су-6 М-71 значительно превосходит Ил-2 АМ-38, но отсутствие пушечного и реактивного вооружения препятствовало постановке вопроса о серийном производстве. С 25 сентября по 10 октября самолет проходил контрольные испытания в НИИ ВВС КА. Завершить их в полном объеме не удалось, так как окончился ресурс единственного имевшегося в наличии двигателя М-71. В январе 1942 года был завершен постройкой второй экземпляр штурмовика Су-6. В отличие от первого экземпляра на нем были установлены две пушки ВЯ-23, четыре пулемета ШКАС и десять РО для РС-82 или РС-132.

Су-8

Технические характеристики:
Экипаж: 2 человека
Длина: 13,58 м
Размах крыла: 20,50 м
Высота: 5,09 м
Площадь крыла: 60,00 м²
Масса пустого: 9170 кг
Нормальная взлётная масса: 12410 кг
Максимальная взлетная масса: 12 413 — 12 736 кг (13 380 кг с перегрузкой)
Двигатель: 2 × М-71Ф
Мощность: 2200 л. с.
адание на проектирование и постройку бронированного штурмовика Су-8 с двумя моторами М-71 или М-90 было дано П. О. Сухому в мае 1942 г. Конструктор учел все замечания, поступавшие с фронтов по самолетам аналогичного назначения. Боевые действия первых лет Великой Отечественной показали, что для обеспечения успеха наступательных операций наземных войск, действовавших на больших удалениях от своих аэродромов, а также для штурмовки коммуникаций противника в его оперативном тылу необходимо создание самолета с увеличенной дальностью и скоростью полета и усиленным вооружением. Проектирование самолета велось ударными темпами и уже к 20 сентября 1942 г. весь комплект чертежей был передан в производство. В августе 1942 г. приступили к постройке планера для статических испытаний и двух летных экземпляров самолета. Постройка ДДБШ осуществлялась на базе моторного завода № 19 в г. Молотове (ныне Пермь), где опытный завод № 289 находился в эвакуации. Окончание постройки первого экземпляра намечалось на начало мая, а второго — на август 1943 года.