Северный морской путь глазами Ломоносова
М. В. Ломоносов видел в открытии морского пути через Арктику на Восток возможность приумножить славу России, содействовать дальнейшему расцвету мореплавания и науки, усилить оборонную мощь своей страны. Мысли М.В. Ломоносова по проблемам Севера были обобщены в 1755 году, когда он составил «Письмо о северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном». Но идеи, высказанные в данном произведении не нашли поддержки в правящих кругах. Этому есть несколько причин. Во-первых, еще были свежи в памяти неудачи Великой Северной экспедиции, а, во-вторых, Россия была занята подготовкой к войне против Пруссии. После окончания Семилетней войны Ломоносов вновь поднял вопрос о поиске Северо-Восточного морского прохода.
20 сентября 1763 года он передает президенту
Адмиралтейств-коллегии свое сочинение «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу
Сибирским океаном в Восточную Индию». Во введении к «Краткому описанию» Ломоносов утверждал, что открытие морского пути
на Восток через ледовитые моря усилит Россию, увеличит торговлю и приведет к подъему народного благосостояния.
Изучая старинные документы, Ломоносов установил, что берега моря между Вайгачом и Ленским устьем «промышленниками обойдены издавна».Этот вывод подтвердился в 1940 году, когда на восточном берегу Таймыра были обнаружены останки погибшей русской торгово-промысловой экспедиции XVII века. Внимательно изучая материалы Великой Северной экспедиции, Ломоносов подчеркнул, что хотя морское пространство вдоль берегов Сибири забито льдом, но «оный в летнюю пору ходил», и, следовательно, существует возможность для прохода судов.
Доказывая возможность арктического мореплавания, Ломоносов выдвигал гипотезу о наличии «свободного моря» к северу от Шпицбергена и Новой Земли, где течение и льды «по силе общего закона» идут от востока к западу. Впоследствии эта гипотеза не подтвердилась, но наличие постоянного дрейфа в направлении, показанном Ломоносовым, установлено дрейфами судна «Фрам» (1893-1896 гг.), станций «Северный полюс» (1937-1955 гг.) и ледокольного парохода «Георгий Седов» (1937-1940 гг.).
Исходя из своих научно обоснованных представлений об Арктике, Ломоносов разработал маршрут первой русской высокоширотной экспедиции. Корабли её предполагалось направить мимо Новой Земли (на северо-восток от мыса Желание) по направлению к Чукотскому мысу. Большую часть пути суда должны были находиться в высоких широтах.
В марте 1764 года комиссия вызвала в Петербург группу моряков - поморов, служивших во флоте на Груманте и Новой Земле, а так же поморских крестьян, бывавших на далёких морских островах. Поморы рассказали о широко развитом русском промысле на Шпицбергене, поделились своим богатым морским опытом. Особый интерес комиссии вызвал рассказ Корнилова, ходившего на Шпицберген около десяти раз. Трижды ему пришлось в тех краях зимовать, наблюдать за перемещением льдов. Рассказ Корнилова подтвердил предположения Ломоносова о том, что течение вдоль западных берегов Шпицбергена направлено к северу. Это предрешило выбор второго варианта маршрута экспедиции.