Станция Исакогорка до 1918 года


[Главная]  [Станция Исакогорка до наших дней]  [Данные о составителе

 ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Железная дорога

 дамба

Строительство дамбы

 дамба 2  паровоз

Первый поезд

 депо

ДЕПО

 старый вокзал

Старый вокзал

жилой дом швейцарский стиль

Жилой дом в швейцарском стиле

 церковь

Первая церковь

Вступление

Я люблю свой родной город. Мне сложно представить свою жизнь без Северной Двины, красавицы набережной, без Малых Карел. Есть что-то завораживающее в северном говоре, в теплых взглядах земляков, в поморских традициях. Но родней Исакогорки для меня нет! Для многих это окраина, периферия и частью города многие ее не считают. А ведь на самом деле это не так. Я решил заглянуть во времена, которые стали для Исакогорки отправной точкой в ее истории.

История возникновения Исакогорки.

Начальное название Исакова гора известно с 1546 года. Оно упоминалось в монастырских летописях. Местность, на которой в последствии расположится станция, принадлежала Сийскому монастырю. На территории Исаковой горы было 2 озера, водами которых пользовались монахи. Они построили мельницу, позднее переоборудованную в лесопилку. Всем хозяйством в течение 40 лет заведовал монах Исаак. Отсюда и название Исакова гора, а позднее - Исакогорка. Однако, цивилизация и бурное переустройство пришло на Исакову гору только с появлением проекта о строительстве железной дороги Вологда-Архангельск. Она должна была проходить до левого берега Северной Двины у Архангельска. Здесь сооружалась паромная переправа. Строительство дороги было поручено Акционерному обществу Московско-Ярославской железной дороги, председателем которого был известный промышленник Савва Иванович Мамонтов. Дорога строилась от Вологды и Архангельска одновременно. Особенно трудным был северный участок. По воспоминаниям старожилов, которые сохранились в музее нашей школы, первые дома появились к 1890 году. В 1892 году было построено уже несколько домов. Один из путеводителей говорит, что «… это была уже большая деревня, насчитывающая 93 двора с населением 498 человек». Активное строительство железной дороги началось в 1894 году. Оно проходило в труднейших условиях. Лопата, топор, тачка, кирка – вот весь инструмент строителей. Нередко работать приходилось по колено, а то и по пояс в воде. Жили строители в бараках и землянках, работали по 12-14 часов, зарабатывали по 30-50 копеек в день, а фунт хлеба (400 грамм) стоил 5 копеек, табак – 3 копейки. На пути строителей болота, топи, непроходимая тайга. Впоследствии Мамонтов говорил, что таких зыбких болот и трясин он не встречал за 30 лет своей практики. Вот еще пример. На полотне у реки Исакогорка (588-я верста) несколько паровозов с землекопалками за ночь засосало в болото вместе с построенной дамбой. При постройке насыпи были нередки такие явления: вечером заканчивают возведение насыпи, а наутро вместо нее – мут-ная водица и никакого признака дамбы. Для топких мест стали делать срубы-клети, засыпали их камнями, щебнем, ставили друг на друга, а затем делали настилы и насыпь. Несмотря на трудности железная дорога была построена и 17 ноября 1897 года состоялось торжественное открытие дороги. Первоначально считалось, что станция будет принимать и отправлять по одному товарно-пассажирскому и товарному поезду, а сортировки вагонов не будет. Поэтому был построен главный путь и три разъездных пути. Единственная тогда улица проходила вдоль железнодорожных путей. По левой стороне стояли кондукторские дома. В них проживали работники железной дороги - кондуктора, машинисты. К 1897 году в Исакогорке был построен вокзал с кирпичной средней частью, коренное паровозное депо на четыре стойла с малыми мастерскими. Рядом была больница и школа. Будки стрелочников, кокетливая водонапорная башня и даже скотные дворы были выстроены в едином стиле. Очень интересны по своей архитектуре были жилые дома. Часть из них была покрыта дранкой, часть толем. Строились дома на каменных фундаментах. Все гражданские сооружения отличались изяществом: комнаты высокие и освещены окнами больших размеров, каждая квартира имела отдельный вход. Рядом с домами строились крытые дворы для лошадей и экипажей. Практически все постройки на Исакогорке в начале XX века были сделаны в швейцарском стиле. Для него характерны очень высокие крыши и своеобразный каркасный декор, близкий к готическому стилю. Швейцарский стиль был заранее адаптирован к богатым и интересным традициям местной деревянной архитектуры, поэтому крестьянские дома больше были похожи на коттеджи. Врачи рекомендовали дома в швейцарском стиле как самые полезные для здоровья. Насчет физического здоровья можно поспорить, а если речь идет о духовном, спорить едва ли стоит. Упоминавшиеся уже большие окна, веранды способствовали взаимодействию жилища с окружающим миром, располагали людей к досугу и общению с соседями, утверждая новый, более либеральный бытовой уклад . Справа стояли дома железнодорожников, выстроенные казной, а дальше разбросаны частные дома. Первыми работниками на железной дороге были крестьяне ближних деревень. Правление Акционерного общества позаботилось о том, чтобы вчерашние крестьяне могли содержать крупный рогатый скот. Рядом с домами строились кладовые в два этажа (верх – для сена, низ – для животных), железобетонные ледники, где в летнее время хранилось молоко, мало, мясо. Жилья на всех не хватало. Продуктами жители Исакогорки снабжались частным магазином Ушакова (сейчас в этом здании почта), а позднее появились государственные магазины – Пермский и Кооперативный. В 1900 году было построено двухклассное министерское училище, в 1901 году в здании вокзала разместились почта и телеграф. В 1902 году на самом высоком и сухом месте, именуемом в народе «кулебяка», был построен храм Преподобного Сергия Радонежского и всея Руси Чудотворца. Церковь привлекала внимание красотой внешнего убранства: высокая звонница, необычная, в несколько уровней крыша, большие окна с разноцветными стеклами. По обе стороны дороги, ведущей к храму, высажены березки. Здесь всегда было многолюдно. Церковь посещали не только железнодорожники, но и крестьяне из деревень Заручье, Исакова гора, Валдушки, Холм, Лахта. Настоятелем храма вплоть до его закрытия в 1924 году был отец Павел Ильинский. В то время названий улиц, да и их самих как таковых не было, поэтому приезжие могли отыскать человека по имени и фамилии, а не по адресу. Затем местожительство определялось по его расположению – за клубом, у бани, у водокачки, у вокзала, в Зеленом Бору, в Тяговом, на Дамбе.

Вернуться на начало страницы