Конкурс по историческим памятникам Архангельской области

Станция Исакогорка до 1918 года


[Главная]  [Станция Исакогорка до 1918 года]  [Данные о составителе

депо

новое депо

 улица привокзальная

улица Привокзальная

 церковь

улица Локомотивная

 церковь новая  клуб 60-е года улица магистральная

улица Магистральная

панельные дома школа

школа №34

Вступление

Название улицы заключает в себе большой смысл. Оно помогает приобщиться к славе отцов, будит в сердцах любовь к родному краю, ко всей нашей Родине. Многие улицы – это живой голос минувшего, истории, которая всегда рядом и ежечасно напоминает о делах наших предков, о наших нынешних делах. Что повидали улицы за долгие времена? Могут ли они нам о чем либо рассказать?. Ведь по определению толкового словаря улица – это всего лишь «два ряда домов с проездом, проходом между ними». И все же микрорайон, в котором мы проживаем, имеет богатую историю, о которой должен знать каждый здесь живущий. Действительно, в довоенное время названий улиц, да и их самих как таковых не было. Но станция росла, строилась, увеличивалось население. Президиум ВЦИК постановлением от 10 апреля 1933 года расширил черту города Архангельска. В границы города были включены поселок Зеньковича (Бакарица), Исакогорка, Цигломень, т.е Левый берег. Появились одинаковые названия деревень, улиц или названия вовсе не было. Это создавало трудности в работе «Скорой помощи», почты, такси. Началась работа по упорядочиванию названия улиц.

История возникновения улиц.

10 апреля 1948 года постановлением Архангельского горисполкома было вновь названо или переименовано сразу 110 улиц. В это число попала и одна из улиц нашей станции – Железнодорожная. На этой улице расположены самые главные предприятия Исакогорки: Локомотивное, Вагонное депо и путейская часть. Сейчас почти не осталось жилых домов довоенного времени. На Железнодорожной улице дома строились в три ряда, средний – самый протяженный. В доме №6 располагалось молодежное общежитие, откуда в 1942 году добровольцем на фронт ушел Алексей Иванович Клепач. На этой улице в доме №3 жила пионерка Галина Спирина, которая погибла во время тушения пожара в 1980 году. В 1958 году получили свое название еще три улицы Исакогорки: Привокзальная, Локомотивная и Магистральная. Что повидала привокзальная улица? Очень многое. Именно здесь строятся первые исакогорские дома. На ней располагалась школа I ступени. Главным зданием все же был вокзал – «станционный домик…приглядный, свеженький, двухэтажный, окрашенный в желтую краску». Так описывал вокзал писатель Лейкин, один из первых пассажиров Северной железной дороги. Этот вокзал многое видел за свои 89 лет: приезд поэта Демьяна Бедного, бои за Исакогорку в период Гражданской войны, гибель военного комиссара Зеньковича и даже встречу Хрущева с жителями Исакогорки. Новое здание вокзала было построено в 1986 году. Сейчас уже нет на этой улице детского сада №26, яслей, комнаты школьника, жилого дома священника. Улица локомотивная выросла на болоте. В 50-е годы прошлого столетия топкое болото начали осушать. К этому времени и относится начало строительства домов. Два учреждения на этой улице имеют давнюю историю. Это, упомянутый ранее, храм Сергия Радонежского. После Гражданской войны его закрыли. Там размещался спортзал, школьные мастерские, затем магазин. Многие верующие даже отказывались покупать в нем продукты. В 1995 году храм был восстановлен и освещен епископом Архангельским и Мурманским Пантелеимоном. В начале 20-х годов комсомольцы выступили с инициативой строительства клуба. Постройка была затруднена тем, что время было голодное и за деньги строители работать не хотели, а поэтому решили провести сбор хлеба у населения по 2,5 фунта (1кг 130 гр.). На этом и началось строительство клуба. Комсомольцы не только внесли свой хлеб, но и работали подсобной силой. Строительства клуба закончили в 1923 году. Всю работу по открытию клуба на себя взяли комсомольцы и молодежь ст. Исакогорка. Прежде всего, был организован струнный оркестр. Участниками его были товарищи, имеющие свои струнные инструменты, ибо при клубе таковых не было, да и в общем в клубе ничего не было. Исключительно за короткое время своими силами подготовили концерт, в программу которого входили революционные песни, русские народные песни, плясовые напевы и т.д. Оркестр дал несколько платных концертов на станции Исакогорка, Бакарица, Архангельск-пристань и на вырученные деньги купили инструменты на 25 человек музыкантов. При клубе был организован радиоузел, который вещал на всю Исакогорку. Улица Магистральная тянется параллельно железной дороге, начинаясь от улицы Тяговой и переходя в Лахтинское шоссе. Прошлое этой улицы – примерно 12 деревянных домов, поликлиника, баня, начальная школа, детский сад. Пыльная в летнюю жару, непроходимая осенью – вот что представляла из себя центральная улица станции. Вот как выглядела эта улица в 1973 году. Многие здания сейчас уже не сохранились. Улица Краснофлотца Клепача – самая молодая на Исакогорке. Она названа именем исакогорского железнодорожника, моряка североморца Алексея Ивановича Клепача. Он 10 октября 1944 года при штурме хребта Муста-Тунтури геройски погиб. По ходатайству учителей и учеников школы №34, для увековечивания памяти Клепача, часть улицы Локомотивной была переименована в улицу Краснофлотца Клепача. В 1985 году 9 мая состоялся митинг по поводу открытия мемориальной доски на доме №7 и новой улицы. Именно на ней и расположена наша школа.

Заключение.

Каждая улица, будь то город, село или округ, имеет, как и человек, свою родословную, свою судьбу и интересную историю. Я считаю, что было бы интересно составить путеводитель по улицам Исакогорки, включить в него основные моменты истории станции и конечно же рассказ о замечательных людях, которые жили раньше и живут сейчас, считая Исакогорку своей родиной

Вернуться на начало страницы