Карта
Малых Карел

| |
Пройдите землю и пучину,
И степи, и глубокий лес,
И нутр Рифейский, и вершину,
И саму высоту небес.
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет.
М. В. Ломоносов
Архангельская область широко известна как гигантское
хранилище памятников древнерусской культуры. В живописных селах на берегах ее
полноводных рек и тихих озер сохранилось много старинных изб, храмов и
хозяйственных построек, в которых воплощено великолепное мастерство северных
плотников-зодчих.
Десятки тысяч туристов приезжают полюбоваться красотой
Русского Севера, его нетронутыми просторами и, конечно памятниками народной
архитектуры.
Я расскажу о музее деревянного зодчества и народного
искусства Малые Карелы.*
Подходя к музею, мы видим, возвышающуюся подобно
гигантской ели на вершине холма шатровая колокольня XVI века, перевезенная из
села Кулига-Дракованово. Древнейшее сооружение музея, она сразу же стала его
художественным символом. На втором плане избы, мельницы, церкви, видимые сквозь
переплетения зелени, сами напоминают фантастическую диковинную поросль. А дальше
среди группы изб высится гигантский шатер древней церкви из села Вершина. "Пласт
ожившей отечественной истории" - так очень точно определил свои впечатления от
нового музея журналист А. Николаев.
Как переплет огромной старинной книги медленно
раскрываются перед нами ворота музея. За их чертой невольно теряешь само
ощущение времени, постепенно обретая для себя мир иной - мир сказаний, легенд,
воплощенный в материальные, зрительные образы далекого прошлого.
Музей разделен на секторы Каргопольско-Онежский,
Северодвинский, Важский, Пинежский, Мезенский, Беломорский.
Первыми встречают нас постройки из приозерных
Каргопольских земель и с берегов Онеги. Их "право" открывать экспозицию музея
подтверждено самим ходом истории. Ведь именно в тех краях начиналось освоение
Севера славянскими переселенцами. Оттуда спускались они по Онеге к Белому морю и
вышли в Нижнее Подвинье. Конечно, построек той незапамятной поры не сохранилось.
Но древние строительные традиции оказались здесь на редкость устойчивыми.
Большинство даже поздних памятников во многом повторяет очень старые образцы.
Центральную площадь Каргопольско-Онежского сектора
полукольцом охватили огромные бревенчатые избы. Издали их облик кажется чуть ли
не примитивным. Но вблизи становится очевидной
изысканность их пропорций, суровая неброская красота. Это о них вспоминал на IV
съезде русских зодчих в 1910 году известный исследователь древнерусских
памятников архитектор Д. В. Милеев, говоря что "трудно себе представить не видев
уютную прелесть старинной крестьянской избы русского Севера. Как все
здесь цельно, просто, лишено вычурности, как все высокохудожественно и стильно
красиво".
*
В одних источниках Карелы, в других Корелы. Я решила использовать
Карелы (мне, кажется, это точнее).
|