 




   
  |
Исторические сведения о храме Преподобного Лонгина
Коряжемского
(к 100-летию со дня
основания)
Аннотация.
В данной статье описывается краткая история храма от закладки до наших
дней, его роль в истории православия Руси.
Ключевые слова:
храм, монастырь, церковь, Лонгин, Симон,
Вычегда, Михаил, Коряжма, Николо-Коряжемский
8 августа 2004 года
Коряжемский храм Преподобного Лонгина Коряжемского отметил круглую дату
–
100-летие со дня закладки и
начала строительства того каменного ансамбля, в котором находятся
приделы Лонгина Коряжемского, на втором этаже, и Николая Чудотворца,
на первом этаже, и где проходят все богослужения.
При советской власти здесь был
склад. Здание, как и окружающие постройки, без должного ухода ветшало
и разрушалось, а сейчас, силами практически всего города, проходит
стадию уже не восстановления, а благоукрасительства.
До революции здесь
располагался мужской монастырь, и относился он к Вологодской епархии. В
давние-давние времена центром северных земель была Вологда.
Наши северные земли заселяли,
с одной стороны, местные жители, язычники и идолопоклонники, с другой
стороны, – русские люди, выходцы из Великого Новгорода, христиане по
вере. Новгородцы, собиравшие дань по Заволочью, а также вольные
ушкуйники, промышлявшие разбоем, были жадны до наживы, поэтому их
деятельность, конечно, мало располагала местных жителей к принятию
христианской веры. Чтобы объяснить превосходство христианства перед
язычеством, нужны были другие образцы для подражания, нужны были
люди-апостолы с несокрушимой твердостью духа, со словом сильным и
действенным.
Таким для Вологодской земли
явился преподобный Герасим, инок Гнилецкой пустыни, что в пещерах
Феодосиевых, под Киевом. Герасиму было некое внушение свыше оставить
киевские земли и идти в Вологду, страну совершенно неизвестную. Как
протекал его продолжительный путь по лесам и болотам, под палящим
солнцем и проливным дождем, неизвестно, но 19 августа (по ст. стилю)
1147 г. преподобный Герасим достиг берегов Вологды. Он был рад, когда
увидел церковь Воскресения Христова, так как, перешедши за Волгу, он
на своем пути не встретил ни одного христианского храма. В дремучем
лесу, в нескольких верстах от Вологды, он построил для себя хижину и
часовенку и стал предаваться молитвам. Явление для окружающего мира
было совершенно новое. К нему стали стекаться люди, сначала просто из
любопытства, потом за советом и за помощью в делах веры, и в житейских
ситуациях. Он построил Храм во имя святой Троицы и при нем основал
иноческую обитель. Много было препятствий и со стороны недоброжелателей
и завистников, и от отсутствия средств, и от отсутствия на первых порах
единомышленников. Но с Божьей помощью преподобный Герасим все
преодолел, трудами его и заботами в Вологде возник первый в северных
пределах России мужской Троицкий Кайсаровский монастырь. Умер
преподобный Герасим в 1178 г., но дело его осталось жить в веках. С
течением лет монашество и монастырская жизнь получили распространение в
земле Вологодской. Вся северная страна от Нурмы и Комелы до Печоры и
Вычегды усеяна была монастырями и уединёнными кельями. В их числе
находился и Павло-Обнорский монастырь.
В первой половине 16 века, в
среде многочисленного братства этого монастыря, спасался инок Лонгин.
Он прибыл в монастырь в молодых годах, прошел ряд различных
послушаний, дожил до старческих седин и приобрел немалую опытность в
иноческой жизни. Братия к нему относилась с особенным уважением, как к
старцу испытанному и духовному. В соседнем Корнилиевом монастыре был у
него друг и собеседник Симон, уроженец Сольвычегодска. Все великие
подвижники стремились к уединению, боясь как огня широкой славы, поэтому
и два друга, оставив свои монастыри, пошли искать себе подходящую
пустынь для жительства. Спустившись водою от Вологды до Устюга, они
вскоре достигли Сольвычегодска. Передохнув в тамошнем Борисоглебском
монастыре, странники вышли из города, пошли вверх по левому берегу
Вычегды и, дойдя до устья реки Коряжемки, остановились на крутом ее
берегу, в 15 верстах от Сольвычегодска. Помолившись Богу, они
расчистили место от дикого леса и поставили келью и часовню. Это
событие произошло в 1537 году, и эта дата является началом существования
коряжемского мужского монастыря.
Итак, два инока, Лонгин и
Симон, придя из Павло-Обнорского монастыря, что на Вологодчине, в глухом
лесу на берегу речки Коряжемки, в 15 верстах от Сольвычегодска, срубили
келью и часовню и стали здесь жить, посвящая все дни трудам и молитвам.
Произошло это в 1537 году. Но блаженный Симон недолго оставался с
Лонгином. Оказав помощь в самых трудных и тяжелых работах, он в 1539
году покинул старца и ушел на речку Сойгу, где в абсолютной глухомани
начал свое пустынножительство. Не молодой уже годами Лонгин остался
один. Скоро весть о нем разнеслась по окрестным деревням, и к нему
стали приходить люди, желавшие разделить с ним пустынные труды.
Напрасно старец старался всем отказывать, объясняя это трудностью
отшельнического жития. Люди тянулись к нему, селились рядом и принимали
тот же самый образ жизни. В результате сложилась община, которая уже
не помещалась в часовне во время молебнов. Лонгин принимал это с миром.
Пришлось построить храм во имя святителя Николая, Мир Ликийских
чудотворца, а также трапезу и прочие необходимые службы. Количество
построек возрастало, таким образом и сформировалась братская
коряжемская обитель, а сам старец Лонгин стал ее первым игуменом.
Преподобный, будучи старейшим
над братией, свой долг видел в неустанном и постоянном труде,
превосходя своим подвижничеством остальных. Недавно отрыт и
реставрирован колодец, выкопанный самолично Лонгином в братской
трапезной палате. Сейчас, когда трапезная под грузом веков исчезла,
колодец стоит на открытом месте. Над ним построена часовня уже трудами
и заботами настоятеля храма отца Михаила (Яворского). До нашего
времени сохранились вериги, колючая и жесткая власяница, которыми
преподобный Лонгин изнурял свое тело. В постах, трудах, изнурениях,
молитвенных бдениях Лонгин прожил три года и 10 февраля 1540 года
преставился.
Умирая, старец заповедовал
ученикам своим похоронить его при входе в храм, у самого крыльца, чтобы
все идущие попирали его могилу ногами. Так смиренная душа, избегавшая
славы и почестей при жизни, не пожелала их и после смерти. Братия
послушно исполнила его завещание. Однако по прошествии некоторого
времени на могиле его стали происходить чудесные исцеления. Спустя 15
лет после смерти святого преподобного Лонгина Устюжскому воеводе князю
Владимиру, находившемуся в сильнейшем болезненном расслаблении, было
во сне загадочное видение. Явился ему старец и сказал: «Князь Владимир!
Если хочешь быть здоров, молись Богу и побывай в Коряжемском монастыре.
Пусть тамошний игумен и братия перенесут тело святого преподобного
Лонгина на другое, более подобающее ему место». Старец подробно указал,
куда его перенести. Пробудившись ото сна, князь Владимир, доведенный
болезнью до крайности, отправился в монастырь, где рассказал про свой
сон и показал, куда надо перенести мощи святого. После произведенного
перезахоронения князь получил исцеление.
Этот факт, став известным
народу, еще более притягивал страждущих на могилу старца. Святой
преподобный Лонгин, исцеляя больных чудесным образом, являлся иногда,
видимо, для душевного подкрепления братии в их иноческих подвигах.
Много дивных чудес совершалось и записывалось в житийной литературе. В
1665 г., 9 мая, вместо деревянной Никольской церкви, построенной
Лонгином, заложена была каменная церковь во имя Благовещения Пресвятой
Богородицы с приделом во имя Святителя Николая, которая была освящена
9 февраля 1671 г. Место погребения Лонгина оказалось внутри церкви при
северной стене. В1871 г., 18 июля, в 10 часов вечера, две из пяти глав
Благовещенской церкви с большой частью свода обвалились. Внутри храма
были большие разрушения, гробницу завалило кирпичом и мусором, но тем
не менее она осталась цела. Все предметы, находившиеся на гробнице,
уцелели, даже стеклянный футляр не разбился. В этом люди увидели перст
Божий. 18 марта 1872 г. рака преподобного Лонгина была перенесена в
теплую Спасскую церковь. Ветхая Благовещенская церковь была разобрана.
Наш Коряжемский храмовый
комплекс, посвященный преподобному Лонгину, в бытность свою монастырем
назывался так – Сольвычегодский Николаевский Коряжемский общежительный
мужской монастырь. Располагался он в Сольвычегодском уезде Вологодской
губернии, в 558 верстах от своего административного и идеологического
центра – Вологды. В скором времени по основании монастырь стал
расширяться. Была возведена церковь во имя Благовещения Пресвятой
Богородицы. В1547 году 25 августа царь Иоанн
IV
Васильевич (Иван Грозный) пожаловал Коряжемскую обитель грамотами и
дарами: иконы, книги, колокола, земли (Христофорова пустынь). Это было
первое земельное приобретение. Но уже в 1558 году, по сохранившимся
документам, монастырь имел несколько деревень: Конашевская, Телячья,
Савинская, Луковицина Гора. Хозяйство монастыря разрасталось. В 1583
году царь Иван Грозный снова пожаловал монастырь своим благодеянием:
разрешил монастырю держать перевоз через Вычегду против
Сольвычегодска, а также пользоваться крупной суммой денег из царских
доходов от продажи соли. Теперь монастырю принадлежат участки земли и
строения в Сольвычегодске. Растет число луговых и пойменных земель,
которые ценятся своим травостоем. Конечно, приходилось платить и
налоги, подчас очень существенные. Например, при заселении Сибирских
земель в подмогу переселенцам пришлось платить по 50 рублей с каждых
трех сох. Тем не менее денежное хозяйство было очень значительное. Так,
однажды монастырь ссудил одному из Строгановых единовременно сто
рублей. По тем временам это очень большие деньги.
Уже при первом Романове,
Михаиле Федоровиче, за монастырем числилось «269 дворов, да двор
монастырский, да 15 дворов пустых, а людей было 355 человек, да еще две
мельницы». Епископ Вятский и Великопермский Александр, будучи выходцем
из Коряжемской обители и родом из подмонастырской слободы, был привержен
к своей, как теперь говорят, малой родине и к родному монастырю. Он
много сделал для дальнейшего его развития. В частности, на свои
келейные средства он построил в 1665-1671 году каменную Благовещенскую
церковь на территории монастыря и прислал колокол весом в 20 с лишним
пудов. Денежных вложений с его стороны было 3261 рубль.
Но государственная политика,
направленная на поддержку и развитие монастырей, значительно
переменилась в связи с вступлением на престол царя Петра
I.
Он резко ограничил духовную власть, отделил ее от светской,
ликвидировал патриаршество, взамен его создал Духовную коллегию или
Святейший Синод, находившийся под контролем правительства. Жесткие
административные перемены, увеличение налогов на монастыри привели к
ухудшению экономического состояния обители. В частности, по переписке в
1678 году за Коряжемским монастырем числилось 265 половничьих
крестьянских дворов. По описи 1740 году их уже оказалось 94.
При императрице Екатерине
II
(Великой) положение монастырей еще больше ухудшилось. В 1764 г. для
пополнения государственного фонда была проведена секуляризация
церковных и монастырских земель. У Коряжемской обители также большая
часть земельных владений была отобрана. Доходы резко уменьшались.
Количество насельников монастыря также убавилось. Состояние монастыря
сделалось плачевным, когда после учреждения винных откупов была
разрешена в деревне Песчанка подвижная винная выставка. Продажа вина
вблизи монастыря явилась труднопереносимым искушением. Долгое время
нравственный уровень братии оставлял желать, лучшего. К тому же по
разным причинам происходила частая замена игуменов - настоятелей
монастыря. Порядка в монастырском хозяйстве было все меньше и меньше.
В октябре 1861 г. епископ Вологодский Христофор донес Святейшему
синоду, что из 18 мужских монастырей, существующих на Вологодчине,
предоставляется возможным закрыть Коряжемский, так как он беден
монашествующими (10 человек), беден материально и не значим исторически.
Таким образом, монастырь был упразднен, а штат приписан к
Сольвычегодскому Введенскому монастырю. С 22 января 1864 году монастырь
стал считаться закрытым.
Через 32 года, именно 13
апреля 1896 года, последовал указ Святейшего синода о восстановлении
Коряжемского монастыря в самостоятельности, с учреждением в нем
общежития со строгим Саровским Уставом. Богослужения отправлялись на
два клироса. Службы шли по четыре часа. Беспрерывно читался псалтырь.
Помимо большого молитвенного труда, в монастыре постоянно велись
ремонтные работы, хозяйственные службы. Число братии росло. На
территории монастыря стояли следующие храмы: Соборный храм
Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь во имя Спаса
Нерукотворного Образа, каменная колокольня, каменная часовня над
колодцем, ископанным Лонгином. Внутри ограды находятся также келий доя
проживания служителей, церковные и хозяйственные постройки. Вне ограды
тоже было достаточно построек, в том числе баня внизу, у воды, и
лестница в 72 ступеньки с площадкой для отдыха. Количество братии
дошло до 50 человек. Святая обитель в стороне от городов и больших
дорог возрождалась и восстанавливалась. В1904 году заложили новый
каменный, доныне существующий храм Лонгина Коряжемского, с нижним
пределом Николая Чудотворца. 8 августа исполняется 100 лет со дня
закладки первого камня. Он был закончен и открыт для богослужений в
1911 году.
Но в 1917 году грянула
революция, и монастырская жизнь пришла в окончательный упадок, разор и
запустение.
Отгремели революционные,
которые смели с лица земли мужской монастырь, а заодно и большинство
служебных и хозяйственных построек. Не стало на территории монастыря
часовни, зарыли колодец, были обрушены Благовещенская церковь и
колокольня, развалилась окружавшая монастырь ограда. Сильно обветшала
Спасская церковь. В мирное советское время она была складом. Храм
Лонгина Коряжемского, постройка более поздняя, сохранился относительно
неплохо. Он тоже был использован под склад, а на втором этаже левого
крыла сидели конторские служащие.
После революции прошло 72 года.
30 июня 1989 г. на сессии горсовета народных депутатов было принято
мудрое решение - передать здания Николо-Коряжемского монастыря с
прилегающей территорией в пользование православной Общине.
Справедливость восторжествовала.
В Коряжму по приглашению общины
приехал священник-иерей отец Михаил (Яворский). На базе Коряжемской
православной общины он создал приход, где и стал действующим приходским
священником. Богослужения велись в молельном доме. Параллельно с этим,
в свободное от церковных служб время, отец Михаил вместе с прихожанами
расчищал от хлама и завалов территорию и здание монастыря. Основной
груз восстановительных работ несли на своих плечах женщины. В основном
немолодые, физически далеко не атлеты, они выполняли самую грязную и
тяжелую работу. Сохранившие в душе религиозное чувство, заложенное,
может быть, с детства, они по благословению батюшки бесстрашно
взбирались на кровлю храма, делали большое дело своими малыми силами.
Да и сам отец Михаил проявил себя как великий труженик. С утра и до
позднего вечера пропадал он на работе, занимался расчисткой территории,
строительными, организационными хлопотами.
Начинали на пустом месте,
практически с нуля. Пришлось добывать элементарный рабочий инструмент,
хлопотать об изготовлении чертежей по подводке водных сетей и
канализации, договариваться с трестом о производстве работ и так далее.
Много было забот и проблем, но хозяйский глаз отца Михаила не упускал
никакой мелочи. Достать, добыть, договориться, найти деньги, материалы,
технику, убедить и увлечь людей – во многих ипостасях пришлось побывать
отцу Михаилу при восстановлении храма. Но святая святых богослужения -
тоже нельзя забывать. В первую очередь он священник, а прораб,
бухгалтер, снабженец - это уже во-вторых.
В свое время прихожане в знак
признательности за его труды посвятили отцу Михаилу стихи:
Чем был наш храм в теченье
долгих лет?
Печальный остов веры
угнетенной.
Но наконец во тьме забрезжил
свет,
И он предстал пред нами
обновленный.
Воскресла церковь из небытия,
Из мрака, запустения, разрухи.
Так с Божьей помощью,
молитву сотворя,
Творили чудо золотые руки.
И скинув рясу, Вы, святой
отец,
Трудились сами рук не
покладая.
И швец, и жнец, и на дуде
игрец,
Других идеей светлой увлекая.
Сумели Вы сплотить вокруг себя
Гореньем чистым личного
примера
Тех, кто живя, страдая и
скорбя
Хранил в душе свет негасимый
веры.
Спасибо Вам за ваш нелегкий
труд,
За то, что Божье слово в мир
несете.
От всей души хвалу Вам люди
воздают,
И слава добрая идет о Вас в
народе.
Церковное начальство оценило
труды отца Михаила, и он был возведен в сан протоиерея. При таком
самоотверженном труде церковь преподобного Лонгина была освящена уже
14 сентября 1990 года преосвященным Пантелеймоном, епископом
Архангельским и Мурманским. На официальное открытие храма съехалось
много гостей из других городов, соседних приходов и Архангельска.
В первую очередь, был проведен
косметический ремонт в верхнем храме Лонгина Коряжемского. Там же
начались и сейчас идут постоянные богослужения. Восстановление храма
набирало обороты. Нашли и откопали, а затем и восстановили колодец
Лонгина. Перевезли из Сольвычегодского музея вериги и власяницу Лонгина,
поместили в раку преподобного, под его же иконой, изготовленной на
средства прихожанки. Вериги и власяницу доставили в Коряжму на теплоходе
по Вычегде, торжественным крестным ходом при огромном стечении народа.
По чертежам, разработанным отделом главного конструктора КЦБК, силами
ремонтно-механического производства изготовлены и установлены кресты,
главы и купола. Построили часовню над колодцем, колокольню, где
располагаются воскресная школа, квартиры для молодых священников, а
вверху под шатровой кровлей, повесили колокола. Когда они появились,
пришлось пригласить мастера по колокольным звонам. Прошли и эту науку, и
теперь плывет над Коряжмой по выходным дням и в праздники колокольный
звон, зазывая горожан на церковную службу. Говорят, колокольный звон
очень благотворно влияет на здоровье человека.
Много сил и средств было
вложено в восстановление нижнего придела. Сейчас там реставрационные
работы закончены, и выглядит он просто сказочно. Его оформлением
занимались исключительно талантливые люди, можно сказать, соль земли
русской. Иконы, написанные яркими красками на библейские сюжеты,
«фресковая» роскошь стен и потолка привлекают к себе взгляд
прихожанина, заставляя его задуматься о жизни и о суете земной. Но самая
впечатляющая красота - это, конечно, иконостас. Резьба по дереву –
взлет человеческого мастерства. Автор резного великолепия, создатель и
исполнитель, – житель Коряжмы Анатолий Григорьевич Панферов,
профессиональный художник. Его творческий потенциал, высокие духовные
стремления и золотые руки по молитвам и благословениям настоятеля отца
Михаила создали это необыкновенное чудо.
Верхний храм Лонгина
Коряжемского тоже постепенно украшается. Поставили новый центральный
подсвечник и престол в алтаре – подарки от КЦБК, на амвоне развернули
красивое бронзовое ограждение, высоченный иконостас заполнили иконами.
Иконостас постепенно заполняется элементами резьбы по дереву и обещает
быть еще краше и великолепней, как прекрасный иконостас нижнего
придела.
Блестящие на солнце главы,
купола, шатры, устремившиеся в небо кресты, белые стены храма вкупе с
колокольным звоном являют собой слияние прошлого и настоящего и
открывают дорогу в будущее. Количество прихожан растет с каждым годом.
На воскресную литургию приходит много молодых родителей, стремящихся
причастить своих малышей. Дети до 7 лет допускаются к святому причастию
без поста и исповеди, и молодые папы и мамы стараются приобщить к богу
своих детей как можно раньше.
Да,
есть еще в России уголки,
Где камни древние на нас
покоем дышат,
Где благочестия сверкают
родники,
Где боль души измученной
услышат.
Они, как "фениксы", из пепла
восстают,
В лазурь небесную вонзив
кресты святые.
Там службы православные идут,
И звон малиновый плывет как в
дни былые.
Таков наш храм, поднятый из
руин
Трудами и молитвами прихода...

    |