Заключение
Народный костюм - отнюдь не застывшая в своих формах неизменная категория. Народ вырабатывал и собирал для костюма формы в наибольшей степени соответствующие характеру его занятий, быту, географическим и климатическим условиям, отвечавшим эстетическим представлениям о красоте. В вопросе эстетического решения костюма народ исходил из красоты материала, формы и конструкции вещи. Основной смысл и ценности народного костюма, его философия - в его демократичности, широко понятой функциональности, логике форм и конструкций, его рациональности и целесообразности. Модернизация одежды естественный процесс, который нельзя ограничить временными рамками. До сих пор в далеких таежных деревнях носят традиционную шитую и вязаную одежду, обувь. Древние пимы, валенки, тулупы - любимая зимняя одежда северян. В начале же ХХ века разница в модернизации и приверженстве традициям была ещё более заметна. В целом мужская и женская одежда поморского населения, особенно молодежи, в конце 19 начале 20 века приближалась скорее к городскому типу одежды, нежели к крестьянскому. Наиболее заметным это явление было на богатом Поморском берегу: костюмы тройки, платки или шарфы на шее, фуражки и шляпы, гетры и камаши - обычная воскресная и праздничная одежда мужчин, молодые женщины и девушки щеголяли в пышных крахмальных сорочках, дорогих шалях, меховых, крытых шелком шубах, широких поясах наподобие корсета. Молодежь обоего пола повсюду в Поморье обильно украшала себя драгоценностями золотыми и серебряными кольцами (парни - из гладкого золота, девушки - с камнями и печатками), брелками, цепочками, медальонами и т.п. - чем больше, тем шикарнее. Выходной обувью девушек были нарядные кожаные вычтупки, парней - камаши. Щеголеватый вид помора еще не говорил об истинном его состоянии, но он действительно выглядел городским жителем по сравнению, например, с шенкурскими мужиками, ходящими в армяке, лаптях, шапке похожей на воронье гнездо, чей материальный уровень мог быть на самом деле значительно выше. Приверженность традициям отмечает П.С.Ефименко: «Народное одеяние в Пинежском захолустье не подвержено колебаниям моды. Как мужчины, так и женщины сохраняют национальный русский костюм гораздо ценнее, чем в Архангельском и Холмогорском уездах. Старики и старухи проводят особенно тут свое влияние, строго отстаивают старину, освященную временем, хотя с каждою складочкою в одежде, либо в уменьшении увеличении вещи, скромный деревенский костюм, нажив себе врага - неметчину, мало-помалу теряет свое величие. Говорят, что старинный наряд стоит дорого и поэтому его стали заменять недорогими. Когда девушки являются на общественные гуляния одетые в старинную лопатину, народ, удивляясь, не может удержаться от выражения: "Экая краля прилетела... баско, очень басисто, как она одела материну-то пару!" Таким образом, модернизация одежды прослеживается более ярко в районах связанных с торговлей, с частым общением с иноземцами. Глубинка, таежные поселения, являлись тем "островом", где традиции, связь со стариной сохраняются особенно долго в силу удаленности и меньшего внешнего влияния. То, что удобно, доступно, привычно, то и хорошо. Большое влияние на сохранение традиций оказали старообрядцы. Поморье явилось одним из центров этого движения. Религиозные нормы сказывались на образе жизни, быте членов общин, уделявших большое внимание приверженству старине. Начавшаяся модернизация шла медленно, начинаясь с мелочей: изменений элементов отделки, покроя, замены домотканых тканей на покупные, которые и раньше использовались, но не так широко. В целом на рубеже веков в Поморье можно было увидеть очень разнообразную одежду, что говорит об изменении взглядов людей, связанном с расширением мировоззрения и общения с внешним миром.
![]() |
![]() |
![]() |