Головные уборы

Головные уборы женского населения Поморья XIX - начала ХХ века, входившие в комплекс с сарафаном, мы традиционно делим на девичьи и женские, между которыми находились переходные виды, употреблявшиеся в период перехода в иную социо-возрастную категорию. Девичий будничный убор состоял из ленты в косе, шнурка, простого или шелкового платка. О девичьем праздничном головном уборе следует сказать несколько слов. На разных поморских берегах этот убор назывался перевязка, лента, косынка. Конструктивный тип классической перевязки в XIX веке был, судя по всему, один для всего Поморья, как и вообще для северорусской зоны - обруч с прикрепленными к нему сзади лентами, но имелись некоторые локальные разновидности на разных поморских берегах, заключавшиеся в основном в материале и размере. Довольно разнообразны были способы украшения перевязок: жемчужные понизи, золотое и серебряное шитье, шитье бисером, жемчугом по обручу. Лента и косынка представляли собой соответственно широкую полосу материала, украшенную шитьем "камушками" (бисером, стеклом, реже жемчугом) или сложенную наподобие ленты в 4 см. шириной косынку с пришитой к ней ниткой бисера или жемчуга. По сведениям местных жителей, их вообще не производили в поморских селах, а привозили из разных мест. Стоили они очень дорого и переходили по наследству. На смену перевязке после венчания приходил другой головной убор переходного вида - убор молодицы. В Поморье конца XIX - начала ХХ века он тоже мало отличался по отдельным местностям, но в первую очередь - сочетанием двух элементов: женского головного убора, принятого в данной местности и повязываемого поверх него особым образом платка. В праздники молодицы носили кокошники или более нарядные повойники. Женские головные уборы в Поморье также не отличались большим разнообразием: они были невелики по размеру и имели повсеместно два названия - повойник и сорока. На Кандалакшском и Терском берегах и обычные дни носили повойник в виде чепчика; на Терском берегу, он нередко именовался самшура, или шамшура, или сборник. На Кандалакшском и Терском праздничный повойник с очепьем и завязками имел название латушка; в некоторых местностях Кандалакшского и Терского берегов у жителей сохранились латушки, по форме близкие к так называемым однорогим кокошникам, распространенным в Каргопольском и других уездах Олонецкой губернии. Подобные кокошники по местным сведениям раньше встречали также на Поморском, Карельском берегах и их появление в Поморье явно отражало торговые связи этих районов с Каргополем. Но в то время как на Карельском и Поморском берегах, расположенных ближе к торговым центрам и путям, во второй половине XIX - начале ХХ века повойники почти повсеместно заменили разнообразные головные уборы, на Кандалакшском и Терском берегах, ещё кое-где сохранились старинные формы. Повсюду в Поморье при выходе из дома женщины надевали на голову платки, в селениях устья и нижнего течения Северной Двины у зажиточных крестьян сохранились зимние меховые уборы, представлявшие собой треухи, по-местному подкаты, известные с XVIII века, с оторочкой из хвостов бобров, куниц, лисиц. Несколько выделялись головные уборы старообрядок-келейниц: их повойники, как и одежда, всегда были приглушенных тонов, сверху же всегда надевались темные платки в сложенном виде, "на крошку" - два конца на спине, два на груди. Среди головных уборов старообрядок поморского и Зимнего берегов встречались старинные поморские кички - небольшие шапочки из парчи, бархата, шелка, на твердой основе, с удлиненной затылочной частью, которые изготовлялись в ближайших к Поморью женских монастырях.

назад содержание вперед