Историография

Первые исследователи чаще дают сведения о народной одежде как таковой, констатируя факт её существования, описывая внешний вид. Чаще всего это естественноисторические описания, путевые записки путешественников по Северу. Таковые мы встречаем у Е.Львова, К.К.Случевского, А.П.Энгельгардта, П.С.Ефименко они описывают жизнь и быт поморов, упоминая одежду, как неотъемлемую часть быта. Эти работы отражают период с 1877 (Ефименко) по 1897 годы (Энгельгардт и Случевский). К той же группе исследователей можно отнести и авторов журнала "Известия Архангельского общества изучения Русского Севера". С той лишь разницей, что произведения их мене масштабны и отражают период начала ХХ века. Это воспоминания, очерки, описания и опять же они носят чисто информативный характер. По форме изложения это могут быть сухие отчеты по теме (В.Насоновский "Краткий обзор положения в С\Х Холмогорского уезда архангельской губернии) и образные, яркие, эмоциональные очерки (Г.Цейтелин "Поморские посиделки"). Авторов этой группы и этого времени больше интересует география, развитие хозяйства, даже фольклор, но исследователями одежды поморов они не являются. Более глубокие работы появляются позднее, во второй половине ХХ века. Известные события в нашей стране явно не способствовали изучению этнографии. Наиболее серьёзными исследованиями являются монографии Пармона Ф.М., Дмитриевой С.И.. В них прослеживаются традиции одежды, её связь с глубокой стариной, с верованиями народа. Другая группа литературы этого периода носит более популярный характер: это альбомы фотографий и рисунков, наборы открыток, очерки о народной эстетике. Хотя эти работы менее значимы с научной точки зрения, работа по их созданию была проделана огромная, часто большого коллектива авторов и они имеют огромное значение в популяризации народной культуры. Поздние и ранние исследователи периода конца ХIХ начала ХХ веков отмечают особенность его в том смысле, что именно в это время народная одежда стала вытесняться образцами городской моды. А.Рядчин пишет в 1911 году: "До сего времени сохранился ещё старинный русский наряд, который, к сожалению, за последнее время стал отчасти заменяться обыкновенным модным городским костюмом, который носят теперь ещё только девицы и женщины, которые, так или иначе, относятся к категории интеллигентных, как например жены и дочери волостных писарей, приказчиков, торговцев, подрядчиков". Общая модернизация быта сказалась и в одежде. огромный культурный пласт уходил в прошлое, в "бабушкины сундуки". Что же из себя представляло это сокровище и как происходило его забвение для новых поколений?

назад содержание вперед