На
фоне : Помор Заборщиков Фото 1900-х гг. Музей Вардехус Норвегия
Культура Древнего Севера
:
В процессе трудовой
деятельности человека зародилось первобытное искусство. Древний мастер
стремился изготовить орудие не только удобным для работы, но и красивым.
Часто бытовые вещи, особенно керамика, богато орнаментированы. Так, например,
в стоянке Кузнечиха был найден обломок еловой доски с очень сложным
геометрическим узором, нанесенным красной охрой. Интересно, что тот же
орнамент мы видим на Кузнечевской керамике.
Некоторые археологические
находки подтверждают мнение о том, что на определенной ступени развития
первобытного общества начали зарождаться религиозные представления.
Первобытный человек был бессилен в борьбе с природой. Не умея объяснить
природные явления (дождь, гром, наводнение, шторм, смерть и т.д.) их
действительными причинами, он наделял природу душой и пытался задобрить
непонятные ему силы подношением даров, колдовскими заклинаниями и магией.
В представлении первобытного
человека его род происходил от того или иного животного, иногда рыб, даже от
растений и камней, и он поклонялся рисованным или изваянным «тотемам» (тотем
– «его род»). На Севере были распространены тотемные изображения лебедя и
утки – и на глиняных сосудах (Кубенино, Кузнечиха), и в виде небольших
скульптур из кремня, кости и глины, и, конечно, в наскальных рисунках.
С религиозными верованиями
связаны древние могильники. На территории Архангельской области известно
лишь несколько захоронений в Кубенинской стоянке. Умерших хоронили в земле,
а в погребальную яму клали то, что могло пригодиться охотникам и рыболовам в
потустороннем мире, - орудия труда, керамику и украшения.
Первобытная религия была
неразрывно связана с реалиями жизни древних охотников и рыболовов. В своей
практической деятельности люди отвоевывали себе у матери-природы одну тайну
за другой. Сообща, коллективно преодолевая огромные трудности и жизненные
лишения, они осваивали приполярный Север.