Ульчи (самоназвание — нани, ульча — «местные жители» (общее для ряда народов Приамурья),
устаревшее: мангуны, ольчи). С 1926 года принято официальное название ульчи.
Этногенез
Этнические корни ульчей уходят в глубокую древность. Археологические материалы
свидетельствуют, что в культуре современных ульчей просматриваются определенные параллели
с культурой древних племен, обитавших на этой территории ещё в мезолите. Позднее
аборигенное мезолитическое население подверглось культурному влиянию неизвестных
пришельцев с Юга (в 3 тысячелетии до н. э.), а также с Запада и с Севера.
Среди пришельцев с Запада и Севера были тунгусы, тюркоязычные и моноголоязычные
элементы. В процессе длительных контактов, в том числе этнически смешанных браков,
в бассейне Нижнего Амура и сформировались современные ульчи как этнос. В их состав
вошли различные этнические элементы — нанайские, нивхские, манчжурские, негидальские,
эвенкийские, айнские и многие другие. Все они оставили весьма заметный след в родовом
составе ульчей, их языке, хозяйстве, материальной и духовной культуре.
Этническая история
Первые известия русских об ульчах относятся к 17 веку. В «отписках» русских
казаков-землепроходцев они зафиксированы под именем нгатки и лонки. Последний этноним,
как выяснилось позднее, был названием одного из ульчских родов. Тогда же были предприняты
первые попытки обложить ульчей ясаком (В. Поярков и др.). Возвращение Приамурья в состав
российского государства в середине 19 века сделал ульчей подданными России. Начинается
активная колонизация бассейна Амура русскими казаками и крестьянами-переселенцами.
На территории расселения ульчей возникают русские села Богородское, Михайловское,
Иркутское. Контакты с русским земледельческим населением оказали большое влияние на
культуру, экономику, социальное развитие ульчей. Их хозяйство активно вовлекается
в сферу рыночных отношений. Общественный строй ульчей во второй половине 19 века
представлял собой причудливое переплетение пережитков патриархального-родового
строя со своеобразной соседской общиной и элементами капиталистических отношений.
Родовые пережитки проявлялись в брачно-семейных отношениях, при исполнении
религиозных обрядов. Существовала классификационная система родства: группа
родственников различной степени родства называлась одним общим термином.
Члены разных родов, живущие в одном селении, вступали в дружеские союзы духа.
Правовое положение ульчей и других амурских народов несколько отличалось от
положения народов, вошедших в состав России в 17-18 веках. Они были
освобождены от уплаты ясака. Управлялись старшинами, которых избирали
в каждом селении на общих собраниях из числа родовой верхушки и
состоятельных односельчан. В своей деятельности старшины подчинялись
непосредственно полицейским или волостным управлениям. В 1916 г.
Министерство внутренних дел разработало «Положение об управлении
инородцами Приамурского края», по которому большая часть народов
юга Дальнего Востока приравнивалась к крестьянскому сословию.
По переписи 1897 г. в 39 селениях, расположенных по Амуру от Адди
и Кульгу на севере до Ухты на юге проживало 1455 ульчей.
Хозяйство и быт
Круглогодичное рыболовство — главная отрасль традиционного хозяйственного комплекса ульчей. Наибольшее значение
имела добыча проходных лососей. Потребностями их добычи в значительной степени определялось расселение ульчей —
по правому берегу основного русла Амура, где проходят основные пути продвижения лососей к местам нереста. Традиционный
набор орудий промысла — сети, заездки, крючковые снасти, разные типы острог и т. п. Каждое из них применялось в зависимости
от времени года, состояния погоды, уровня воды в реке, объектов промысла и множества других характеристик. Рыбу добывали
как для ежедневного употребления, так и для заготовки впрок. Основным способом консервации улова было изготовление юколы
— вяленой на ветру и солнце рыбы в виде тонких длинных пластинок. Охотничий промысел имел подсобное значение.