О религии народов Севера. Северные народы по своему
мировоззрению и религиозным верованиям относятся
к политеистам, анимистам и шаманистам. У них
существовало множество богов и духов, олицетворявших
различные силы и явления природы. Кроме того, они верили,
что все на свете: животные, горы, реки, деревья,
предметы, изготовленные человеком, -имеет душу и умеет
страдать, радоваться, обижаться, поэтому со всеми
душами окружающего мира человек должен уметь находить
общий язык и стремиться жить в гармонии.
Посредником между людьми и окружающим миром может быть
каждый, но для верности, особенно в случае избавления
от болезни, лучше поручить это специалисту-шаману.
Потому что установление такой связи требует умения
погружаться в особое психологическое состояние, которое
перенести может не каждый. Процесс установления контакта
с духами называется камланием. Эти два слова - шаман и
камлание - пришли в русский язык из языков тюркской
группы. Первыми, с кем столкнулись русские в Сибири,
были западно-сибирские татары (вспомним взятие Ермаком
в 1581 г. крепости Искер на слиянии Тобола и Иртыша,
в месте, где стоит нынешний Тобольск). Затем
проводниками русских в Восточной Сибири были
тюркоязычные якуты.
У сибирских татар и якутов также был распространен
шаманизм.
Внешние атрибуты шаманизма народов Дальнего Востока
отличаются от атрибутов шаманизма тюркских и
тунгусо-маньчжурских народов. У народов Чукотки и
Дальнего Востока шаманить, то есть вызывать духов,
мог каждый. Бить в бубен и иметь специальный костюм
при этом было не обязательно, существовали и другие
способы: употребление мухомора, монотонное пение,
повторение однообразных движений. Но цель и результат
были одинаковы - изменение состояния сознания для
контакта с невидимым миром.
По-видимому, классический облик шамана с большим бубном,
имеющим перекрестье для его удерживания и шумящий костюм,
с бахромой и множеством металлических подвесок,
распространился по Сибири вместе с представителями
тунгусо-маньчжурской семьи языков.
Если изучать шаманизм как систему мировоззрения,
то исследование проявлений шаманизма у народов Дальнего
Востока, таких как, например, ительмены, у которых к
моменту прихода русских на Камчатку отсутствовали
профессиональные шаманы и внешние атрибуты шаманского
культа, дает понимание древней духовной сущности этого
явления. Шаманство -это мировоззрение, основанное на
вере в необходимость и возможность достижения
индивидуальной и коллективной связи со
сверхъестественными, внечувственными силами,
влияющими на жизнь людей, через индивидуальное и
коллективное достижение сверхчувственного
(паранормального) восприятия и связи с окружающим миром.
В течение трехсот последних лет традиционное
мировоззрение коренных северных жителей находилось
сначала под прессом христианизации и борьбы с язычеством,
затем борьбы с “религиозными пережитками” и атеизма в
советский период и было скрыто от внешнего мира. Но в
конце 1980-х годов, когда прежняя идеология рассыпалась,
традиционное мировоззрение оказалось востребованным.
Сегодня эвенки, чукчи и др. возрождают свои традиционные
обряды, праздники, собирают и передают детям традиционные
навыки и знания. Вместе с этим возрождается и родной
язык, который, казалось, был вытеснен из их жизни
государственным русским языком. Причем родной язык
возрождается не только в своем официально признанном
унифицированном или замененном одним для всех диалектом,
а в разнообразии бесписьменных местных наречий и диалектов,
так как преподавателями нередко являются не профессиональные
учителя, а просто пожилые люди, носители того или иного говора.
В настоящее время народы Севера демонстрируют живучесть
главного принципа традиционной культуры - сохранение
традиционности через репродукцию реального разнообразия,
Конечно, на этом неординарном пути их подстерегают
опасности современной массовой культуры, унификация
через доступность средств коммуникации.Сможет ли
культурное многообразие народов Севера выстоять
в этих условиях - покажет время.
Раньше одним из внешних проявлений самобытности у северных
народов было нанесение на лицо и тело различных татуировок,
некоторые народы использовали для украшения лица и тела
пирсинг. Сейчас это ушло из традиционной культуры, так
как им долго внушали, что это признаки дикости. Зато эти
признаки дикости перекочевали в большие европейские города.
Разнообразие проявлений культурных традиций поражает
воображение, особенно если задумаешься, что это
разнообразие сохранила и донесла до нас всего лишь
горстка людей, по сравнению с общей численностью
населения. Это культурное разнообразие северных
коренных народов воспринимается как вызов современному
унифицированному, урбанистическому обществу и
напоминание о прошлой духовной свободе, культурном
многообразии и умении человечества жить в единстве с
природой.