ХОЗЯЙСТВО НАРОДОВ СЕВЕРА. Традиц. Х. н. С. было комплексным и имело присваивающий характер. Народы Севера стремились использовать все возможные ресурсы среды, от к-рой они всегда зависели. Традиционно Х. н. С. строилось исключительно на основе натурального самообеспечения. Осн. его отраслями были (и во многом остаются) охота, оленеводство, рыболовство, морской зверобойный промысел. В качестве подсобных хоз. занятий в разной степени были развиты собирательство, промысел линной птицы (гусевание) и боровой дичи, собаководство, др. Соотношение хоз. занятий у народов Севера не было постоянным, оно изменялось из-за крайне специфич. экологич. условий, нестабильности среды обитания, последствий этнич. контактов, социально-экономич. политики гос-ва и др. причин. Даже у одного народа, но у разных его групп, в хоз-ве доминировали разл. отрасли: оленеводство у оленных чукчей и морской зверобойный промысел у береговых, оленеводство у нижнеколымских юкагиров и охота у верхнеколымских и т. д. Существовало множество вариантов сочетаний хоз. отраслей (см. Хозяйственно-культурный тип).
В результате социально-экономич. и экологич. изменений в XVII–XVIII вв. (миграция жителей Приуралья и Зауралья – угров, коми, русских на Север; перепромысел диких оленей и др. объектов охоты и связанная с этим необходимость все более дальних передвижений, поддержка рус. администрацией интересов богатых стадовладельцев и др. ) произошла перестройка хоз-ва тундровых охотников, развилось крупнотабунное домашнее оленеводство сначала у ненцев, позже у коряков, саамов, коми-зырян, нганасан, чукчей, эвенов, др. народов Севера. Существенно изменились занятия арктич. и тундрового прибрежного промыслового населения. В меньшей степени изменения коснулись северо-таежного хоз. комплекса. Нек-рые гр. эвенков, манси, кетов, др. народов уже в XVI–XVII вв. в небольших масштабах занимались скотоводством, сенокошением, земледелием, вследствие межэтнических контактов с русскими, бурятами и др. До присоединения к России Х. н. С. не знало товарно-денежных отношений. У разных народов Сибири существовали нерегулярные обменные отношения, имевшие натуральный характер: напр, между гр. якутов, с одной стороны, и гр. эвенков, нанайцев, юкагиров – с другой; оленными чукчами и оседлыми чукчами и эскимосами; чукчами и коряками; юкагирами и эвенами; коряками и охот. эвенками и эвенами и т. д. Предметы обмена – продукты оленеводства (прежде всего шкуры), с одной стороны, и продукты мясной охоты и морского промысла – с другой. Обмен, зачастую через посредников, осуществлялся и с народами Юж. Сибири и Приуралья: пушнину меняли на серебряные украшения, изделия из меди, железа. До прихода русских и вплоть до XVIII в. обменные отношения осложнялись грабежами оленьих стад, междоусобными стычками, военными столкновениями. Включение терр. Сибири в состав Рос. гос-ва (XVI–XVII вв. ) повлекло за собой установление общегос. правопорядка, способствовало развитию хоз-ва и торг. связей народов Севера.
В течение XVII–XIX вв. в одну из гл. отраслей Х. н. С. превратилась охота на пушного зверя. Развитие нов. направления стимулировалось тем, что ясак в государеву казну народы Севера должны были платить первоначально исключительно пушниной (см. Ясачная политика). Развитие пушной охоты, с самого нач. имевшей товарный характер, а также внедрение огнестрельного оружия привели к интенсификации промысла, что сильно повлияло на соотношение хоз. занятий прежде всего таежных народов.
Дорев. политика Рос. гос-ва в отношении народов Севера, их хоз-ва была протекционистской, учитывала традиц. обычное право разных народов Сибири. Гос-во в XVIII в. одновременно решало 2 порой взаимоисключающие задачи: охраны ясачных промыслов, с одной стороны, и быстрейшего расширения сиб. земледелия – с другой. Заинтересованность гос-ва в получении ясака, составлявшего значит. статью бюджета, требовала охранительной политики в отношении земель и угодий «ясачных людей». Согласно Уставу об управлении инородцев (1822), гос-во определяло лишь внеш. границы землепользования, а внутренние (т. е. раздел земли внутри рода, общины и т. д. ) проводились на общих собр. рода, напр. на сугланах, раз в 2–3 года.
В законодательстве была предусмотрена защита народов Севера от земельных посягательств переселенцев и колонистов, оговорены права народов Севера на земли. Важнейшая роль в политике гос-ва в отношении инородцев отводилась гос. торговле. Она имела двоякую цель: 1) доставление необходимого пособия по продовольствиям и промыслам кочующих; 2) умерение вольных цен на необходимые потребности (что не означало запрета частной торговли).
Получила шир. распростр. практика продажи товаров в долг, в счет будущего промысла (т. н. покрута). Пользуясь трудностями с доставкой товаров, купцы устанавливали на них выс. цены, а шкурки закупали по низким. Это ставило охотников и рыболовов в кабальные условия, накапливался их долг частным торговцам.